Таким образом, ФЗ №383 распространяется только на действия налоговых органов и не может ограничивать «процессуальную самостоятельность органов дознания, следствия и оперативных подразделений», резюмирует замгенпрокурора. Поэтому при наличии повода и основания органы предварительного следствия обязаны возбудить уголовное дело и в 10-дневный срок уведомить соответствующий налоговый орган. Внесенные же с нового года изменения, по версии Генпрокуратуры, направлены лишь на «либерализацию ответственности за налоговые правонарушения и преступления». И выражается это исключительно в возможности возмещения бюджету причиненного ущерба.
«Отличное разъяснение, которое возобновит практически парализованную работу по раскрытию налоговых преступлений, — прокомментировал письмо источник РБК daily в Следственном комитете при МВД. — Получалось, что к нам поступала оперативная информация о совершении налогового преступления, а мы вынуждены были лишь сообщать о ней налоговикам. Но налоговые органы могут проводить свою проверку сколько угодно, а наши действия строго регламентированы УПК. Поэтому «отвязать» нас от решений налоговых органов было жизненно необходимо».
«С чисто формальной точки зрения Генпрокуратура права, — замечает партнер «Юков, Хренов и партнеры» Александр Иванов. — Внесение изменений в НК РФ не влияет на содержание норм уголовно-процессуального законодательства. Однако прокурорская позиция вряд ли вызвана лишь заботой о верховенстве права. Скорее силовики хотят успеть «покошмарить» бизнес, пока поезд не ушел».
В пояснительной записке на стадии прохождения 383-го законопроекта речь шла как раз о том, что факт нарушения законодательства о налогах и сборах должны устанавливать налоговые органы, а не милиционеры, напоминает бывший начальник правовой службы налоговой полиции по Москве, ныне адвокат Игорь Пастухов. «К тому же пленум Верховного суда ранее установил, что для предъявления обвинения необходимо указать, какие именно нормы законодательства о налогах и сборах нарушены. А в Налоговом кодексе написано, что факты нарушения законодательства устанавливаются только налоговыми органами. То есть раз следователю необходимо указать, какие нормы нарушены, то логично было бы ему подождать результатов соответствующей проверки», — говорит он. По логике же прокуратуры для возбуждения уголовного дела не обязательно установление факта правонарушения, достаточно и подозрений.