Одним из великих предводителей Ариев-славян был Богумир. Великое множество прекрасных и мудрых легенд о прародителе Богумире сохранили древние священные книги славян "Книге Велеса" и "Веда славян", а также родственные ведические предания.
Великая тайна окружает сей образ. Его называют то чуть ли не Творцом Мира, то богом Смерти, то первым царём-жрецом, сыном Бога и Прародителем.
"В те времена был Богумир - муж Славы. И имел он троих дочерей и двух сыновей. Они привели скот степи и там жили среди трав, как и во времена отцов. И были они богопослушвы и внимали Вышню" (Века Богумира. Род II, 1:1. "Велесова книга").
Степи, в коих поселилось семейство Богумира, как сказано в "Книге Велеса", расположены в Семиречье, у истоков Pa-реки, "за морем в Крае Зелёном". То есть за Каспийским (Хвалынским) морем, в степях южнее Урала, кои и ныне именуются Семиречьем. Рядом, на Южном Урале, исток Pa-реки. Исток Pa-реки (современной Волги) находится у гор Иремель и Аваляк. Pa-река текла по руслам нынешних рек - Белой, далее по Каме и Волге, нижнему течению Дона.
Семейство Богумира пришло в священную Медвежью долину, недалеко от высочайших гор Южного Урала - Иремель и Ямантау, вблизи Медведь-горы Аркаима ("арк" - значит "медведь"). Медвежьей она называлась также потому, что здесь являлся Велес в образе Медведя. Богумир поселился в Медвежьей долине, ибо почитал себя правнуком Велеса. Был он сыном Дажьбога и внуком Роси, отцом коей почитается Велес-Гвидон, согласно "Книге Велеса".
Здесь, в священной долине Аркаима, и был заложен Богумиром и его семейством святой Кайле-град по велению бога Велеса. Этот город упомянут в "Веде славян" как Круглый град (Калица, Коло-град, или Кайле-град).
Имя сего города имеет несколько значений. "Коло"-"кайле" значит не только "круг", но и "бог", "царь". Сравни: Коляда - имя нисхождения Всевышнего; "коло" - символ Всевышнего Рода; "Хайле" - обращение ко Всевышнему в "Веде славян" ("Хайре" - у греков, "Харе" - в Индии, то же что "Хвала", "Слава"); "Кей" - титул иранских царей.
Также сей Круглый град подробно описан в Авесте: "И вот Йима сделал Вар (Двор) размером в бег на все четыре стороны для жилья людей... В переднем округе он сделал девять проходов, в среднем шесть, во внутреннем три..." (Видевдат, Фрагард 2, 33-38). Сие описание Кайле-града совпадает с видом развалин древнего города, недавно обнаруженного в Аркаиме.
Переселяясь из сего города, потомки Богумира основывали города с созвучными именами: в Средней Азии - Хиву, на Кавказе - Кияр, на Днепре - Киев.
Горы и долины Южного Урала, окрестности Аркаима - суть исток самой ведической веры. Здесь на Иремель-горе у истока Pa-реки лежит бел-горюч камень Алатырь. Рядом с горой Иремель находится высочайшая вершина Южного Урала - Ямантау ("Яма" - ведийское имя Богумира, "тау" - значит "гора").
Именно с этой горой связано предание о первом жертвоприношении, свершённом Ямой-Богумиром. Описано оно и в "Книге Велеса", и в "Авесте", и в "Книге царей", а также в книгах зороастрийских жрецов-мобедов.
Богумир взошёл на сию великую гору. И тут ему явился бог Квасура, посланный богиней Ладой и драконом Ладоном, охраняющим золотые яблоки Ирия. Квасура получил от Лады тайну приготовления священного медового и солнечного напитка - сурины. "И тут Ладо... повелел вылить мёд в воду и осуриватъ его на солнце. И вот Солнце-Сурья сотворило то, что он забродил и превратился в сурицу. И мы пьём её во славу Божью" (Века Богумира. Род II, 2:2. "Велесова книга").
И так на Урале и в южноуральских степях образовалось царство Богумира. Золотая стрела авестийских легенд полностью соответствует золотой стреле в руке статуи Богумира из Ретры. Бросание стрелы подразумевает завоевательные походы родов Богумира во все стороны света. По мере роста сие государство захватило потом чуть не всю Евразию. Богумира помнят славяне, скандинавы и германцы, индусы и иранцы. Но со временем держава Богумира стала распадаться от религиозных междоусобиц.