Нашел тут:
ссылкаНе материться, просто статья понравилась вот и решил с вами поделиться...
Автор: Нелли Мартова
Опубликовано 10 августа 2005 года
Специализация - больной вопрос для любого сисадмина. В идеале профессия системного администратора предполагает строго определенный круг обязанностей, таких как конфигурирование серверов и рабочих станций, установка системного ПО, предотвращение распространения вирусов, управление учетными записями и т.п. Опять же, в идеале обязанности сисадмина должны быть зафиксированы в должностной инструкции.
Теперь посмотрим, как это выглядит в реальности. Возьмем первое попавшееся объявление о вакансии из раздела "требуется системный администратор":
"Должностные обязанности: поддержка работоспособности локальной сети, поддержка работоспособности всех компьютеров, защита от вирусов, несанкционированного проникновения по сети, знание офисных мини-АТС, разработка и поддержка веб-проектов компаний, хорошее знание php, SQL".
Или, например, такое:
"Требуется системный администратор с навыками программирования и обслуживания "1С.Предприятия", опыт обслуживания компьютерного железа, знание интернет- и интранет-технологий, опыт администрирования Windows 2000-2003, опыт конфигурирования "1C" v.7.7, знание офисных и графических программ".
Ладно, администрирование мини-АТС еще куда ни шло. Но чаще всего от сисадмина, помимо его прямых обязанностей, требуется поддерживать "1С" или другие бухгалтерские программы, заниматься дизайном фирменной символики и разрабатывать сайты, администрировать какие-нибудь специализированные базы данных, кассовые аппараты и, бог знает, что еще.
Редкий сисадмин, устраиваясь на подобные вакансии, действительно удовлетворяет всем перечисленным требованиям, просто потому что специфика на каждом предприятии своя. Но ничто не мешает ему слегка приврать. Например, "занимался веб-дизайном" может означать "делал свою домашнюю страничку, будучи студентом", "опыт работы с базами данных" - "Да кто ж с ними не работал? Авось и здесь разберусь". Что интересно, чаще всего технически грамотный человек, потратив некоторое время, вполне способен поддерживать все необходимые составляющие системы. Вопрос в том, правильно ли это?
Если бы человек был способен с одинаковым интересом изучать все предложенные области и имел на это достаточно времени, вопросов бы не возникало. Но это, опять-таки, случай идеальный.
Обычно владеть целым винегретом различных областей компьютерных знаний требуется на мелких и средних предприятиях, которые не могут позволить себе нанять нескольких специалистов. Вещи, самоочевидные для любого ИТ-специалиста, непонятны нашим мелким предпринимателям. К примеру, ясное дело, сайт, сделанный даже за вполне умеренные деньги в специализированной фирме, будет лучше того, что сотворит "на коленке" сисадмин. Причем в большинстве случае не просто лучше, а на порядок лучше. А на попытку сисадмина возразить последует, скорее всего, ответ: "Ну, ты же компьютерщик! Я тебе зарплату плачу! Вон у соседа сыну десять лет, он себе страничку сделал, а ты не можешь?". Поверьте, это не жадность. Во-первых, многие, несильно знакомые с интернетом, действительно не видят разницы. Во-вторых, слово "имидж" для предпринимателей, которые считают каждую копейку и не принимают сомнительной выгоды в едва обозримом будущем - вообще пустой звук. Наконец, если продукция предприятия конкурентоспособна, она, как правило, продается через интернет вне зависимости от качества дизайна сайта.
Сисадмины возмутятся и скажут: "К чему все это писать? Я и сам не пойду в такую контору и к такому шефу". Все дело в том, что когда предприятие вырастает до размеров среднего и даже крупного при прежнем руководстве, психология мелкого предпринимателя продолжает себя проявлять. Поэтому любая робкая попытка "пригласить специалиста" закончится ответом: "А ты на что?". Так и обрастает сисадмин разнообразными функциями.
Так, может быть, и не нужно приглашать специалиста для поддержки "1С", если у сисадмина достаточно для этого времени и квалификации? И не нужно отдельного администратора баз данных, достаточно послать разок на курсы того, кто имеется? Сисадмин, в силу профессиональной лени, понятное дело, будет брыкаться и отнекиваться, но предприятию-то - экономия.
Однако есть тут и очевидный минус для организации: тем труднее заменить такого админа, если вдруг он захочет уволиться. Компромиссный вариант для небольших компаний - аутсорсинг. Проще говоря, постоянный системный администратор занимается основными работами, а для решения отдельных задач, не требующих постоянного контроля, но где необходимы глубокие знания предметной области, например, конфигурации "1С", время от времени приглашаются специалисты.
Всплывает подобный вопрос и в относительно крупных компаниях. Если в организации несколько системных администратора, должен ли каждый из них заниматься только одним участком работы (только почтой или только прокси-сервером), или они должны быть полностью взаимозаменяемы? На этот вопрос ответить проще: в минимально необходимых действиях и в случае заурядных проблем они должны быть способы заменить друг друга, доскональным изучением им лучше увлекаться в отдельных предметных областях.
На самом деле, специализация системного администратора - вопрос очень спорный и тесно пересекается с вопросами мотивации. Есть примеры компаний, где с администрированием и системы, и базы данных прекрасно справляется один специалист, еще и программирует в свободное время. Есть примеры, где целый отдел ИТ не может толком наладить автоматизацию. Однозначно можно только сказать, что если компания может себе позволить нанять двух человек, то не стоит экономить - информационная система предприятия не должна зависеть только от одного человека.
А теперь посмотрим на этот вопрос глазами специалиста. Кому легче устроиться на работу: высококлассному администратору Unix-серверов, сертифицированному администратору Oracle, или мастеру на все руки (читай, "эникейщику"), который знает про все на свете, но по чуть-чуть? Кто будет получать больше зарплату? У кого лучше карьерные перспективы?
Очевидно, что в провинциальном городе, даже достаточно крупном, гораздо проще устроиться "эникейщику". Но если человек нацелен на перспективу, возможный переезд в столицу или за рубеж, ему, очевидно, выгоднее быть высококвалифицированным специалистом узкой квалификации. Другая сторона вопроса: чтобы им стать, нужно обладать недюжинным трудолюбием и самостоятельностью, штудируя литературу, интернет и посещая курсы. Еще один нюанс: человек, который стремиться стать CIO или начальником отдела ИТ, также должен быть в той или иной степени знаком со всеми нюансами информационной системы предприятия. Налегать ему следует также на науки, необходимые любому управленцу - менеджмент, психологию, следить за тенденциями в развитии отрасли ИТ. При этом следует помнить, что устроиться сразу "начальником" бывает весьма трудно, а вот потерять техническую квалификацию можно весьма быстро.
Кем выгоднее быть, каждый решает сам. В карьере системного администратора, как и в любой другой, важно не позволять себе плыть по течению. Нужно поставить себе цель и четко определить, к какой должности и к какому месту работы стремиться. Чтобы не было мучительно больно за годы бесцельного торчания перед монитором.