Русский рок
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Русский рок — собирательное обозначение русскоязычной рок-музыки, созданной сначала в СССР, затем в России и странах СНГ различными музыкантами и группами.
На группы русского рока оказали большое влияние западная рок-музыка, а также русская авторская песня (Владимир Высоцкий, Булат Окуджава), исполняемая обычно под акустическую гитару.
Ранние годы (до 1980-х)
Первые рок-группы (бит-группы) появились в СССР в середине 1960-х годов, когда в стране полуподпольно распространялись и копировались записи англо-американских групп — главным образом пластинки Битлз и Роллинг стоунз, провезённые в СССР из заграницы. Среди них были Славяне, Странники, Мифы и Скоморохи в Москве, Авангард и Лесные братья в Ленинграде, Песняры в Минске. Группы были вынуждены приспосабливаться к культурной политике СССР, запрещающей множество западных рок-групп. Так создавались т. н. ВИА — вокально-инструментальные ансамбли (Весёлые ребята, Поющие гитары), и квази-фольклорные группы (Песняры).
Первый в истории СССР рок-фестиваль прошел 18 декабря 1966 года в Каменске-Уральском.[1] В то время рок-музыка была официально представлена в изрядно облегченном и безобидном виде — твист. Музыкально и политически неограниченая рок-музыка существовала лишь подпольно и полулегально.
Рок-концерты обычно проходили только в залах ВУЗов и в домашних условиях (т.н. «квартирные концерты», «квартирники», «концерты на кухне»). Записи же выпускались самиздатом на т.н «магнитоальбомах», а их копии неофициально распространялись. Тогда появлялись новые группы, такие как Цветы Стаса Намина, Аракс, Високосное лето, Аквариум (Борис Гребенщиков), Машина времени (Андрей Макаревич).
Ближе к концу 1970-х условия для рок-музыки стали немного лучше. СССР даже посетили с концертами некоторые западные группы и исполнители, в том числе Элтон Джон и «Бони М». А весной 1980 состоялся значительный рок-фестиваль – «Весенние ритмы-80» в Тбилиси с участием рок-группы из Москвы и Ленинграда.
Расцвет, 1980-е
Расцвет русского рока пришёлся на 1980-е годы. С началом перестройки и гласности у музыкантов появилась возможность выступать на концертах не опасаясь уголовного преследования, например, за тунеядство, как это было до перестройки. Этот период русского рока можно сравнить с поздними 1960-ми в западной рок-музыке. В СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы (см: Группы русского рока), появились журналисты, писавшие о рок-музыке (Артемий Троицкий, Александр Житинский). Прототипом русской рок-музыки 1980-х были англо-американская рок-музыка, включая одно из новейших на то время её направлений — «новую волну».
Многие песни классических русских рок-групп писались и иногда исполнялись под акустическую гитару, как авторская песня. Это происходило в первую очередь на неофициальных концертах и «квартирниках». Таким образом, многие коллективы 1980-х были, в некотором смысле, группой сопровождения поэта-песенника. Часто группы формировались вокруг такого автора текстов (а иногда и музыки), который обычно считался «лидером» и, так же как и группа, становился широко известен. Такие персоналии ниже указаны в скобках после названий групп.
Центрами рок-музыки в СССР были:
* Ленинград (Санкт Петербург). В 1982 в Ленинграде был образован Ленинградский рок-клуб, в который вошли такие группы, как Аквариум (Борис Гребенщиков), Автоматические удовлетворители (Андрей «Свинья» Панов), Зоопарк (Майк Науменко), Мифы. Культовый статус среди поклонников получили группы Кино (Виктор Цой) и Алиса (московско-ленинградская группа, Святослав Задерий и Константин Кинчев), а также рок-бард Александр Башлачев. Среди прочих значительных коллективов были Телевизор (Михаил Борзыкин), перебравшиеся из Уфы ДДТ (Юрий Шевчук), Ноль (Фёдор Чистяков).
* Москва, в которой была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры имени Горбунова. Известнейшие московские группы: Машина времени (Андрей Макаревич), Воскресение, Звуки Му (Пётр Мамонов), Центр (Василий Шумов), Браво, Жанна Агузарова.
* Урал и Свердловск (Екатеринбург). В 1980-х был основан Свердловский рок-клуб. Известные группы из региона: Урфин Джюс (Александр Пантыкин), Наутилус Помпилиус (Вячеслав Бутусов), Чайф, Настя, Агата Кристи, Апрельский марш.
* Сибирь: Гражданская оборона (Егор Летов), Калинов мост, Янка Дягилева.
«Красная волна»
В 1986 в США вышел двойной альбом «Red Wave» («Красная волна») с записями ленинградских групп Аквариум, Странные игры, Алиса и Кино, способствовавший развитию русского рока и интересу к советской рок-культуре за пределами СССР. Выпуск альбома стал возможен во многом благодаря Джоанне Стингрей — американке, много бывавшей в СССР и активно интересовавшейся советским роком (она даже была замужем за музыкантами известных групп русского рока). После выхода этого альбома советские рок-группы получили возможность давать концерты, записывать и выпускать альбомы в западных странах, сотрудничать с западными музыкантами. Кино совершили в 1988–1989 турне по Франции и Японии, Звуки Му выпустили в Великобритании альбом «Zvuki mu» (продюсер: Брайан Ино) и ездили в турне по Англии и США. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков записал в США англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с Дейвом Стюартом (Eurythmics) при участии Энни Леннокс (Eurythmics) и Крисси Хайнд (The Pretenders).
Конец 1980-х был выходом советского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» с Аквариумом и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым.
С этого момента создавались многочисленные новые группы, дорога которым была уже открыта.
1990-е и современность
В 1990-х годах окончательно оформилась российская музыкальная индустрия, и русский рок стал постепенно переставать быть музыкой протеста и образом жизни, становясь всё больше и больше частью шоу-бизнеса и просто стилем музыки. Нечто похожее произошло и в западных странах в 1980-х годах.
По звучанию русский рок в середине 1990-х (примерно с 93 года) приблизился к современной западной музыке. Музыку некоторых русскоязычных рок-групп 1990-х иногда характеризуют как «рокапопс» и «непопса».
В 1990-х годах многие группы официально переиздают старые альбомы, раньше выпущенные самиздатом. Фирма «Мороз Рекордс» выпустила большую серию сборников под названием «Легенды русского рока», в которой вышли ретроспективные сборные альбомы большинства известных советских рок-групп и музыкантов.
Русский рок, в том числе и музыка 1980-х, до сих пор популярен среди молодых поколений. Существует огромное множество любительских рок-групп.
Русский рок за пределами России
Иногда к русскому року относят себя некоторые русскоязычные группы за пределами России, а также различные группы в странах бывшего СССР, на которые оказал влияние русский рок. Есть группы, созданные русскоязычными эммигрантами в Израиле, Германии, США и Канаде в большинстве своём любительские и практически неизвестные.