Актуально! «Что имеем – не храним, потерявши – плачем».
Три года назад Шатковское пассажирское автопредприятие имело прибыль более 3 миллионов рублей, сейчас отмечаются убытки примерно в таком же размере. Корреспондент районной газеты в связи с этим на днях встретился с директором ПАП Н. А. Мельниковым и поинтересовался, почему?
Причин, как сказал Николай Александрович, много и одна из них, пожалуй, самая главная – снижение пассажиропотока. Нетрудно догадаться, почему. Многие жители нашего района не всегда пользуются муниципальным автотранспортом, порой предпочтение отдают частным, как правило, нелегальным извозчикам.
- Я обеими руками за такси! – говорит мой собеседник. - Но не за такое, как в Шатках. Оформленных по всем правилам и требованиям перевозок людей в районе только четыре человека, а на самом деле занимаются частным извозом десятки водителей, в чём можно убедиться, побывав в центре посёлка у здания почты и на площадке напротив. Они подъезжают на своих машинах к автостанции и забирают пассажиров, а автобусы ПАП отправляются в рейс полупустые, а то и вовсе без единого пассажира.
- Через Шатки, - продолжает Николай Александрович, - проходит ежедневно 31 транзитный автобус. Наше предприятие на законных основаниях имеет 17% от реализованных на эти проходящие автобусы билетов, а от частных перевозчиков мы не получаем ничего. Они забирают пассажиров и забирают себе всю выручку. Только себе. Налоги в бюджет они не платят, так как не оформлены в налоговой инспекции. Никто с них этого, на мой взгляд, и не требует, они продолжают нелегально возить пассажиров. Я бы хотел обратить Ваше внимание и внимание пассажиров такси на то, что здоровье и жизнь клиентов их интересует меньше всего. С 2014 года введён закон об обязательном медицинском страховании гражданской ответственности. Частники возят людей без этой страховки, и не дай Бог кто-то из пассажиров попадёт в ДТП: он, пассажир, не получит никакого страхового возмещения.
За пассажирами, естественно, остаётся право выбирать: услугами ПАП или частных перевозчиков им пользоваться. Но подумали бы они, какому риску подвергают себя и нередко своих детей, садясь в шатковское такси.
«Бомбилы», как называют частных извозчиков, не проходят лицензирование в установленном законом порядке, их машины не состоят на учёте как транспортное средство, осуществляющее пассажирские перевозки, в связи с чем не подвергаются проверкам со стороны контролирующих органов с целью выявления и устранения нарушений.
Водители такси не проходят предрейсовый контроль на общее самочувствие и тест-контроль на трезвость, а водители Шатковского пассажирского автопредприятия делают это ежедневно утром и вечером. У нелегалов и машины не подвергаются регулярному техническому осмотру, и порой даже их владельцам неизвестно, исправны они или нет. А в ПАП после возвращения из рейса автобус становится на профилактику и отправляется в очередной рейс в исправном техническом состоянии.
Н. А. Мельников при разговоре привёл несколько примеров, в каких условиях происходят, проводятся перевозки людей частными извозчиками. Водители их предприятия ежедневно делают 22 рейса на Архангельское. В это же время перед автобусами ПАП появляется пассажирская семиместная «ГАЗель». Вместо семи водитель такси берёт более десятка пассажиров, подставляя к сиденьям стулья. Курсирует таким образом ежедневно. И это, как неудивительно, всех устраивает. И ОГИБДД, несмотря на то, что оно должно заботиться о безопасности пассажиров, и другие компетентные органы.
Пока в районе, по мнению Н. А. Мельникова, будет действовать такая система в сфере автотранспортных перевозок, пока за частных перевозчиков не возьмутся государственные и правоохранительные службы, район по-прежнему будет недополучать в свой бюджет, а муниципальное предприятие «Шатковское пассажирское автопредприятие» будет терпеть убытки, а то и вовсе закроется, как это произошло в некоторых районах. Без работы могут остаться десятки людей, работающих на предприятии.
- И всё-таки, какой Вы видите выход? - спросила я Николая Александровича.
- Чтобы выйти из положения, в котором мы находимся, нужно или сокращать расходы или каким-то образом увеличивать доходы. Нам придётся в самое ближайшее время оптимизировать маршрутную сеть: сокращать количество рейсов, но без закрытия маршрутов. Надо сказать, нам и раньше приходилось к этому прибегать. Из Калапина, к примеру, возили пассажиров ежедневно по расписанию. Возили туда и обратно по 5 – 6 человек, решили направлять в это село автобус через день. Наполняемость автобуса увеличилась, а затраты на перевозки снизились. Практически пустыми ходят автобусы и на Неледино.
Николай Александрович привёл и другой пример. В Елховку автобус из райцентра рано утром идёт пустым, а из Елховки полным. Другим же рейсом вместо 25 пассажиров, что приехали с 1-ым рейсом, из Шатков в 14-00 едут всего лишь несколько человек. Остальные, можно предположить, добираются на такси. Пассажиры, видимо, не понимают, что мы не можем возить воздух, гонять автобус впустую. В конце концов тоже придётся сокращать число рейсов.
На эту же тему Николай Александрович привёл и третий пример.
С 2014 года ПАП напрямую стал обслуживать население с. Красный Бор, подвозить жителей не только в Шатки, но и в Арзамас. До этого жители села пользовались транзитным транспортом. Учитывая, что многие красноборцы трудятся в Арзамасе и им надо добираться туда до начала рабочего дня, ПАП ежедневно стал направлять в 6.10 утра свой автобус. В это время он шёл в Кр. Бор практически пустой, здесь наполнялся и отправлялся в Арзамас. Это сделано по просьбе красноборцев. Мы пошли им навстречу с условием, что приобретать единый проездной билет они будут в Шатковском ПАПе. А что получается на практике?
- Парадокс, говорит Николай Александрович, заключается в том, что единые проездные билеты в Шатках приобретали не более 15 человек, а 17 – в Арзамасе, а со временем основная масса пассажиров стала обеспечивать себя проездными в Арзамасе, хотя ездят на шатковских автобусах. Пользуясь случаем, хочу обратиться через газету к жителям нашего района: чтобы муниципальный транспорт ходил регулярно во все наши населённые пункты, каждый должен думать, с кем ему отправляться в путь: с надёжным партнёром или с частным перевозчиком. Не получилось бы так: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем».
Л. МЕЧТАЕВА.