Из ранней истории Шатков

Редакция 'Новый путь' ШаткиМатериалы об истории Шатков в районной газете публиковались неоднократно. Но благодаря постоянной краеведческой работе Александра Инжутова, сначала краеведа-любителя, а сейчас директора районного историко-краеведческого музея, сведения об истории Шатков прибавляются, они уточняются. Поэтому мы предлагаем исторический материал, подготовленный А. Инжутовым специально для «Нового пути». Думаем, что он будет интересен нашим читателям и полезным для учителей истории, учащихся, занимающихся краеведением.

В ранние времена на берегах реки Теши проживала мордва – эрзя. Места поселений (селищ), датируемых I тысячелетием и концом I – началом II тысячелетия нашей эры, были обнаружены археологами на надпойменной террасе правого берега реки в районе лесничества. На месте селищ археологами была найдена керамика, принадлежавшая мордве. Существование в прошлом поселения на правом берегу Теши подтверждают и документы конца ХVI – начала ХVII века, которые свидетельствуют о «Старом Шатковском селище» за рекой Тешей.

Если обратиться к более ранним редким документам ХV – начала ХVI вв., в них несколько раз можно встретить упоминание о «кирдяновской мордве». Кто она и где проживала? Исследователи смогли установить, что речь идет о мордве верховьев реки Теши.


Впервые о ней сообщается в отписке муромского наместника князя Ф. Хованского в 1489 году. В 1491 году Никита Васильевич Ознобишин пожалован грамотой на кормление «кирдяновской мордвой».

Из позднейших документов устанавливается, что это мордва деревень Кардавиль, Корино, Пасьяново. Были и другие, но они прекратили существование. Так, например, кирдяновские селища, т.е. деревни, располагались также на месте Понетаевки. Таким образом, территориально кирдяновская мордва занимала верховья реки Теша и бассейны ее притоков – речек Вонячка (теперь Елховка) и Озерка. Значит, территория Шатков также в нее входила.

«Кормление» означало управление территорией, а это значит, что представитель муромского воеводы на вверенной ему территории судил, собирал налоги и ведал делами обороны края. Все это указывает на то, что к рубежу ХV – ХVI веков край входил в сферу подчинения Русского государства. Возможно, с этого времени начинается усиленное проникновение в край русских крестьян и бортников, их расселение среди мордовских дворов, возникновение русских деревень.

Вместе с тем, в 20-х годах ХVI века обострились отношения с Казанским ханством, и постоянные набеги привели к опустошению края, запустению поселений и прилегающих земель. Положение изменилось только после третьего казанского похода Ивана Грозного 1552 года и ликвидации Казанского ханства. После похода формируется новая административно-территориальная единица в составе Русского государства – Арзамасский уезд с военно-административным центром городом Арзамасом. Одновременно со становлением уезда и его административных границ, для учета наличия земельного фонда и для налогообложения проводятся переписи земель. Первые Арзамасские писцовые книги - письма составляют Григорий Сукин «с товарыщи» в 1560, 1561 и 1563 годах. Для охраны основывается казачья выездная слобода, в лесах создаются засечные черты.


В это время происходит широкая раздача новых территорий в поместное владение служилым людям и массовое заселение русскими территории Арзамасского уезда. Для освоения края предоставляются льготы как помещикам, так и крестьянам, которых помещики переселяли на юго-восточные окраины государства с поместий центральных уездов – Московских, Новгородских, Тверских, Владимирских, Рязанских.

Русские поселения возникают на местах бывших мордовских селищ, на пустошах, многие ставятся «на ново». Возможно, что именно тогда на левом берегу Тёши, на краю Арзамасского ополья «ставятся» и Шатки. Поселение могло возникнуть как результат вольного переселения крестьян, а впоследствии отдано помещику. Но к концу ХVI века таких случаев в Арзамасском уезде уже не наблюдается.

Как правило, сначала земля давалась в поместное владение. Новый владелец имел полное право «тою своею поместной землею и пашнею, и сенными покосы, и всякими угодьи владети, и двор свой ставить, и крестьян за себя называть». Крестьяне у помещика могли появиться как «приходцы» с других земель. Также он мог перевезти своих крестьян из других поместий, если таковые были в центральных уездах.

Первое упоминание названия «за Шатковским лесом» находим в Арзамасских Поместных Актах под 1580 годом. Шатковский лес – лес, где проходила засечная черта, укрепленная оборонительная линия. В документах очень часто упоминается название этого обширного леса как топографического ориентира простирающегося к югу и к востоку от Шатков. С конца 1610-х годов фраза за «Шатковским лесом» сменится фразой «за Шатковские ворота». Таким образом, Шатки дают название и лесу, и воротам – укрепленному проезду в засечной черте.


О существовании Шатков как населенного пункта можно судить тоже по сведениям из Арзамасских Поместных Актов. В 1583 году при разделе поместья в Хирине упоминается присутствовавший для ведения записей «шетковский дьячек Трешка Борисов». Дьячек – служитель церкви, следовательно к 1583 году в Шатках существовала церковь, что и подтверждают последующие документы.

Еще несколько раз в Арзамасских поместных актах упоминаются шатковские помещики и крестьяне. Сведения эти фрагментарны, и за период между 1583 и 1602 годами в разное время устанавливаются три владельца Шатков. Это Григорий Елагин (упоминается в 1583 и 1586 годах), Яков Соловцов (упоминается в 1599 году) и Третьяек Озарьевич Кошкаров (1602 год).

Следует отметить, что привычное написание «Шатки» не сразу установилось в документах. Первое время вместо буквы «а» писалось «е»: «Шетковский лес», «Шетковский дьячек», «дорогою к Шеткам едучи», «из Шетков». Встречалось и название «Шадки». Но постепенно во всех документах утвердилось «Шатки», «Шатковский».

Первое документальное описание села имеется в Арзамасских писцовых книгах 1621 – 1623 года. Согласно переписи название и местоположение указано как «Село Шатки на реке на Теше на усть речки Вонячки».

В селе стояла деревянная церковь в честь «Успения Пречистыя Богородицы с приделом Николая Чудотворца», у нее было 2 колокола. По данным же Арзамасской десятины, в начале ХVII века в Шатках церковь называлась в честь Николая Чудотворца, и только с 1654 года стала называться «Успения Пресвятой Богородицы».


Церковных дворов было десять: два двора поповских, дворы дьячка, пономаря и просвирницы и пять дворов церковных бобылей. Церкви принадлежало 20 четвертей (30 десятин) пашни.

Центр Шактов занимала усадьба владельца Ивана Алексеевича Аргамакова. У нас нет описаний той, самой первой, усадьбы, но, опираясь на описания других усадеб соседних вотчинников и помещиков, можем предположить, что усадьба состояла из хоромов, одно или двухэтажных, состоящих из множества соединенных между собой срубов – горниц, светлиц, повалуш, сеней на подклетке.

Хоромы представляли целый комплекс отдельных зданий, соединенных крытыми переходами с хозяйственными постройками: кладовыми, поварней, погребами, ледниками. Из жилой части хором в центр двора спускалось парадное крыльцо. На дворе находились жилье управителя поместьем – приказчика и людей прислуги – «людские избы». В Шатках у Ивана Аргамакова было пять дворов его людей.

В хозяйственный комплекс двора входили также поварня, винокурня, баня, конюшенный двор с сенницами, денниками, стойлами, а также коровьи хлебы и сушилы. Поодаль находились житницы, где хранили обмолоченный и необмолоченный хлеб, овины, гуменники. К двору примыкали хмельники и огороды. На огороде росли овощи и яблони. Все строения подворий и усадеб обносились оградами, или «тыном». Всего Аргамакову в Шатках принадлежало 146 четвертей земли в поле (219 десятин).


Иван Алексеевич Аргамаков получил Шатки в вотчинное владение от царя Михаила Федоровича по двум грамотам в награду за участие в обороне Москвы при царе Василие Шуйском и в обороне Москвы при польской интервенции 1618 года.

Кроме Шатков, в Арзамасском уезде в вотчине за Иваном Аргамаковым были записаны деревни Зазиркина и Ознобишино и пустошь Ширяевская в Ичаловском стану. Известно место дальнейшей службы владельца Шатков И. А. Аргамакова. Так, с 1625 по 1627гг он служил воеводой в Таре – далекой крепости в Сибири.

Всего в селе в начале 1620-х годов было 60 дворов. Кроме упоминавшихся 10 дворов церковных, 1 двора вотчинника Ивана Аргамакова и 5 дворов его людей, в селе было 24 крестьянских двора, они владели 8 четвертями пашни (12 десятин). Было также 9 бобыльских дворов. Бобыли пашни не имели и занимались исключительно ремеслом и промыслами. Всего в Шатках было 58 людей (владельцев хозяйств). Еще 11 дворов к 1621 году оказались пустыми.

К Шаткам относились также 5 дворов (1 крестьянский и 4 бобыльских), расположенных на правом берегу Теши. Они были поставлены переселившимися жителями вновь на «Старое Шатковское селище». Здесь проживало 7 человек. На реке Теше стояла водяная мельница. Мельник Офонка Исаев проживал на старом селище.

Изначально у шатковцев количество пахотной земли было невелико. Всей пашни: на юг – до барского сада, на запад – чуть дальше дороги, что теперь на Хирино, небольшая полоска до современной Покровки по правому берегу Вонячки. Для увеличения пахотных земель шатковцы осваивали черные леса к юго-востоку от Шатков, что окружали Кичкилей и примыкали к левому берегу Ельтмы. Здесь были бортные ухожаи, принадлежащие коринской мордве

Несмотря на существование размежевания земель между И. Аргамаковым и мордвой деревни Корино, которое описано в межевых книгах писца Тимофея Измайлова в 1624 – 1625 годах, эта территория долгое время являлась причиной споров между владельцами.

Александр ИНЖУТОВ.

При подготовке материала использовались:

1. Арзамасские поместные акты 1578 – 1618 гг. Под редакцией С. Б. Веселовского М., 1915 г.

2. Писцовая книга Арзамасского уезда 1621 – 1623 гг. ДНГУАК, Т15, вып. VIII, кн. 1 Н. Н. 1915 г.

3. "Шатки и шатковцы". – Арзамас, 2006.

4. А. А. Инжутов. "Шатковский край в ХVII в. Страницы истории и географии". – Арзамас, 2009.