К юбилею отдела образования. История глазами очевидцев
В 1931 году в Шатковском районе был образован районный отдел народного образования (РОНО). В этом году ему исполняется 80 лет. По данным, сохранившимся в архивном отделе администрации Шатковского района, в имеющихся книгах приказов за 1931 год есть записи, указывающие на то, что при отделе народного образования существовал СКС (соц культсектор), который занимался назначением, переводом, увольнением учителей и работников отдела. Среди работников отдела в 1931 году значатся инспектора РОНО Ф. П. Назаров, Пашукова, школьный инструктор Е. Съеднева и другие. В
К сожалению, первых руководителей РОНО, многих из которых шатковцы помнят до сих пор: Вениамин Фёдорович Шмелёв, Екатерина Ивановна Съеднева, Иван Васильевич Усанов, Анна Ивановна Скрябина - нет в живых. Но благодаря тем, кто ныне здравствует: В. А. Шпагину, Р. И. Гилёвой, В. И. Горшковой, А. С. Телешевой, А. Б. Маркелову, С. Н. Сизову и начальнику отдела образования в настоящее время Г. В. Лобановой мы попытаемся воссоздать историю отдела образования и системы образования Шатковского района в целом. Им были заданы следующие вопросы: годы руководства отделом; сколько в районе было школ, учеников, учителей; основные направления в работе отдела; с какими проблемами сталкивались в работе; мнение о советской системе образования, современной реформе образования, ЕГЭ.
Владимир Алексеевич Шпагин, заведующий районным отделом народного образования Шатковского райисполкома (сентябрь 1964 - август
- В состав Шатковского района в 1964 году входил Первомайский район (все сельские школы, кроме Лесогорской. Она относилась к Первомайску). Если считать вместе, то учеников было более 15 тысяч. В нашем районе насчитывалось приблизительно 12 средних, 15 восьмилетних, 53 начальных школы. Учеников же было порядка 11 тысяч. С ними работали около 400 учителей (вместе с воспитателями групп продлённого дня).
Направления работы были следующие: улучшение материально-технической базы школ; выполнение всеобуча; повышение качества знаний учащихся и воспитательной работы; улучшение качественного состава учительского коллектива (с высшим образованием было около 70 % педагогов); организация летнего отдыха учащихся школ района; приучение школьников к труду в колхозах и на производстве (уроки производительного труда в школах).
Трудности, конечно, были: не хватало денег, транспорта, на все школы – три грузовика, (легкового автомобиля не было даже в РОНО), пожарного инвентаря, наглядных пособий. Материально- технические условия школ оставляли желать лучшего (здания образовательных учреждений были деревянными с печным отоплением).
Римма Ивановна Гилёва, с августа 1964 года по октябрь 1976 была в должности инспектора Шатковского РОНО, с октября 1976 по июль 1985 года - заведующая отделом народного образования:
Во всех сёлах, даже маленьких деревнях и посёлках были школы, хотя бы начальные, их было 40, восьмилетних – 15, средних – 11. Учеников насчитывалось более 4 тысяч, учителей - более 400.
Основными направлениями работы отдела являлись трудовое обучение в школах, военно-патриотическая работа, работа с детьми по месту жительства.
В отделе народного образования, кроме заведующего трудились всего 3 человека: 2 инспектора и 1 методист. Не было своего транспорта, поэтому инспекторский состав добирался до школ на автобусах, попутках, иногда пешком.
Валентина Ивановна Горшкова, заведующая районным отделом образования в августе 1985 – апреле
- В районном отделе образования работало в то время 5 человек вместе со мной. Это были ответственные и хорошо знающие своё дело люди: И. Н. Карелова, А. И. Пирогова, А. С. Телешева, В. Ф. Моисеева. Учащихся в школах было много, только в Шатковской средней школе обучались 1700 ребятишек. Занимались они в 2 смены, причём, кроме школы занятия велись ещё в детских садах и здании ПТУ. Наполняемость классов – от 30 человек и более.
Кроме качества знаний в это время особое внимание уделялось трудовому обучению и воспитанию. Каждая школа должна была что-то делать, чтобы трудовое обучение давало конкретные результаты и становилось источником пополнения спецсчёта школы. Так, Смирновская школа организовала «мини-колхоз», Силинская успешно занималась выращиванием на пришкольном участке овощей не только для своих нужд, но и для продажи населению, в Шатковской школе работала теплица.
В то же время государство обеспечивало всех учащихся бесплатным горячим питанием. В школьные библиотеки поступало много художественной литературы. Деньги имелись на счетах в каждой школе, но проблемой являлось их израсходовать, т. к. в магазинах трудно было приобрести нужный товар.
Александра Степановна Телешева, начальник отдела образования района в июле 1986 – декабре 2002г., начальник управления культуры, образования, досуга и спорта в декабре 2002 – декабре
- Школ в районе было 32, учеников более 4 тысяч, учителей - более 400.
В это время шло укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. За годы моего руководства было построено 13 школ и 6 детских садов. Создавались целевые и долгосрочные программы, которые определяли различные направления деятельности. Вместе с тем остро стоял кадровый вопрос – был дефицит в педагогах. На селе остро не хватало учителей иностранного языка. Районным отделом образования выдавались целевые направления для того, чтобы пополнить учительскую базу.
Основная проблема - материально-техническая база. Её состояние оставляло желать лучшего. Много трудностей возникло, когда начались процессы лицензирования и аккредитации образовательных учреждений в связи с повышенными требованиями СанПина и пожнадзора. На селе остро не хватало учителей иностранного языка.
Александр Борисович Маркелов, начальник отдела образования в январе 2004 - феврале
- Школ было: 15 – средних, 10 – основных, 3 – начальных; учеников – примерно 2500; учителей – 450.
Направления работы: переход на новые стандарты образования; обеспечение безопасности и сохранение жизни детей в ОУ; переход на новые формы организации учебных заведений (школа - детский сад); приведение всей нормативно-правовой базы образования района в соответствие с федеральным законом № 122.
Проблемы: недостаток финансирования (несмотря на областные субвенции и выполнение бюджета по образованию); внедрение в ОУ систем пожарной безопасности (много времени шло на согласование проектно-сметной документации и заключение договоров с заказчиками); обеспечение ОУ учебно-методическими материалами, наглядными пособиями, компьютерной техникой.
Сергей Николаевич Сизов, начальник управления образования и молодёжной политики с декабря 2005 по январь
- Количество школ менялось от 30 до 26. Учащихся в 2005 году – более 3 тысяч, в 2010 – 2249 человек. Педагогов было примерно 450.
Основные направления в работе: реорганизация сети ОУ; создание групп дошкольного образования при школах; строительство Шараповской и Лесогорской школ и реконструкция школьных зданий Пановской и Архангельской школ; участие в приоритетном национальном проекте «Образование» как школ, так и педагогов; реализация программ «Одарённые дети» и «Дети-сироты»; совершенствование материально-технической базы школ; проведение мероприятий по противопожарной безопасности ОУ.
Все проблемы были решаемые.
Галина Викторовна Лобанова, начальник отдела образования администрации Шатковского муниципального района (со 2 июня 2010 - по сей день):
- Сегодня в районе 10 средних, 2 основных школы, 1 начальная школа-детский сад, плюс 4 филиала: Новинская – филиал Силинской, Алемаевская и Костянская – филиалы Смирновской школы, Староиванцевская – филиал В-Вражской школы. 13 имеют статус юридического лица. Учеников - 2155, учителей – 326 ( 292 – учителя, 17 – социальных педагогов и педагогов-психологов, 17 - воспитатели ГПД).
Основные задачи деятельности отдела образования: обеспечение государственных гарантий доступности и равных для всех граждан возможностей получения качественного образования; отслеживание процесса перехода образовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты II поколения; выявление и поддержка талантливых и одарённых детей; сохранение и укрепление здоровья детей; осуществление перехода на новый порядок аттестации педработников.
Во многих ОУ долгое время не проводился капремонт. К большому сожалению, в связи с проводимой реструктуризацией ОУ, пришлось закрыть Елховскую, Вечкусовскую, Спасскую и другие школы и, естественно, решать вопрос с трудоустройством педагогов.
Высказывая свои мнения по поводу советской системы образования, бывшие и настоящий руководители отдела образования дали однозначный ответ: она не случайно считалась и считается лучшей в мире. Именно советская школа педагогики дала государству много талантливых врачей, учителей, конструкторов. Её можно было модернизировать, обновлять, совершенствовать, но не ломать, что мы видим произошло в действительности. К реформам, проводимым в современной школе, некоторые отнеслись с настороженностью, высказав опасение по поводу вероятности появления платного среднего образования, кто-то дал однозначный ответ, что реформы образования в той форме, в которой они идут сейчас, ведут в никуда. Единый государственный экзамен большинство опрашиваемых также раскритиковали: «приводит к натаскиванию учеников», «не даёт им раскрыться», «имеет множество подводных камней», «сама система сдачи ЕГЭ очень болезненно воздействует на школьника», хотя он явно задумывался из благих побуждений.
Полоса подготовлена Е. КУЗИНОЙ.