Как живешь, глубинка?
Самые отдаленные от райцентра
Поселения Костянского сельсовета - самые отдаленные от райцентра. Так, чтобы добраться, например, до поселка Калиновка, необходимо проехать более 50 километров. Не меньше надо проехать и до Малых Печерок. Как чувствуют себя, как живут люди в этих и других населенных пунктах Костянского сельсовета, выяснял наш обозреватель, побывав в них в один из последних январских дней.
КАЛИНОВКА
Здесь мне повстречалась, как потом выяснилось, замечательная семья Рыковых - Любовь Михайловна и Виктор Петрович. Именно они рассказали о том, как образовался данный населенный пункт и как сейчас живется местным жителям:
- В далеком теперь уже 1926 году сюда, где сейчас находится Калиновка, приехали выходцы из села Шарапова - там тогда уже не было свободной земли. Здесь же были красивейшие места, чернозем. Работай - и будешь жить себе на радость и семье на благо. Весной здешние бугры расцветали калиной, дурманя голову всем, кто здесь поселился, а по осени все было красным от созревших ягод.
В том же, 1926, году был создан колхоз «Советская деревня». Дела шли хорошо. На здешней овцеферме доходило до 5000 овец, были коровник, свиноферма. Но потом произошло объединение с колхозом «Печерский», тогда и начались наши беды.
Было время, когда из нашего поселка в Большие Печерки мы возили до 78 ребят в школу. А теперь что? У нас детей вовсе не осталось. Да и захочет ли современная молодежь держать на дворе, как мы бывало, по две коровы, подтелка, поросят, другую мелкую живность, т.е. жить своим подсобным хозяйством, т.к. другой работы в поселке нет?
В Калиновке проживают всего 10 человек. Хотим мы того или нет, а придется до весны уехать к детям. К нам уже даже машина с хлебом вот уже неделю пробиться не может - все вокруг замело. По поселку снег ни разу не чистили.
Уезжала я от этих людей с тяжелым сердцем. В 21 веке из всех благ цивилизации у них только электричество. На весь поселок 2 колодца, к которым по сугробам добраться старикам большая проблема.
МАЛЫЕ ПЕЧЕРКИ
В этой деревне сейчас проживают 28 человек, и лишь 4 из них работают в печерском сельхозпредприятии, хотя многие еще не на пенсии. Я встретилась с семьей Коноваловых, Татьяной Петровной и Леонидом Германовичем. Хозяйка, как многодетная мать (они вырастили 6 детей), - на пенсии. А вот ее муж вынужден сидеть без работы, а до пенсии ему еще 6 лет. Вот что рассказали супруги Коноваловы:
-Работы сейчас даже в Печерках нет никакой, свои сидят без дела. Ездить на заработки в Шатки смысла нет. Больше за проезд заплатишь. Вот и приходится своим хозяйством жить. Держим корову, теленка, поросят. А могли бы еще и на благо общества потрудиться. Но, как оказывается, никому мы не нужны. Магазина у нас нет. Три раза в неделю хлеб привозят и другие продукты. Но выбор скудный. Хотя до Б-Печерок всего три километра, там есть магазин, но с сумками и это расстояние преодолеть сложно. Вот и приходится ездить в Шатки, благо автобусы ходят регулярно. Почты у нас нет, ФАПа тоже, дороги по селу не чистятся. Все блага - свет да вода в доме (действует водопровод). Вот дети подарили стиральную машину-автомат. Очень порадовали.
МАЛАЯ ЯКШЕНЬ
Не лучше обстоят дела и в Малой Якшени: те же занесенные по самые окна дома и нечищеные дороги. Попробовала я поговорить с малоякшенцами, но только в четвертом доме мне открыли дверь. По всей видимости, люди боятся встречи с незнакомцами.
Александру Дмитриевичу Блинову опасаться нечего. Та убогость, в которой он живет, просто поражает. Ему 59 лет, работы нет, а значит, нет средств к существованию. Трудился водителем в соседнем районе, но остался без работы. Вернулся в свой родительский дом. Но и здесь живется несладко. В комнатах холодно - приходится экономить дрова. На столе лежало несколько мороженых яблок. По всей видимости, это весь его обед. Я поинтересовалась, как же он живет?
-Я бы с удовольствием пошел работать, но куда? Летом ходил в лес по ягоды да грибы, тем и жил. Сейчас помогу какой старушке - вот и пропитание. Да и в целом жизнь у нас в селе никудышная. Магазина, почты, фельдшера – нет. Привозят хлеб три раза в неделю, да наши бабки по таким сугробам до машины не доходят. Испекут какую лепешку - тем и сыты. Продукты: соль, сахар, крупы, муку - запасаем заранее. Знаем, зимой дороги уже не первый год не чистят, а значит, до автолавки нам не дойти.
Александр Дмитриевич рассказал, что история их села уходит в далекое прошлое, в конец 16 века. В 1610 году, по названию церкви, его назвали Малая Якшень. Но, вероятнее всего, скоро село исчезнет с карты Шатковского района. Помрут старики, а молодежь сюда никогда не поедет, ведь перспектив-то никаких.
БРИТОВО
Мы подъехали к первому у дороги коттеджу. Одна его половина была заколочена, во второй живет семья Козловых, Александр Дмитриевич и Людмила Серафимовна.
Из двора доносился гул электромотора. Как оказалось, это хозяин молол зерно для корма скотины, которой здесь целый двор. Александр Дмитриевич рассказал, что единственная возможность на селе поправить свое финансовое положение - это выращивать бычков да поросят на мясо.
Оба работают: муж - в ООО СХП «Костянское», жена - учителем в школе. Детей в семье двое, старший сын учится в Арзамасе. Затраты большие. Вот и приходится «крутиться».
Сейчас в Бритове живут человек 50 – 60, и только 7 из них работают. Хотя отнюдь не все пенсионеры. В Костянскую школу ездят 3 ребенка. А скоро и этих не останется. Магазин в селе есть, а вот почты, медика нет. Но семья Козловых обжитые места покидать не собирается. Мечтают об одном: чтобы газ в село провели.
Как показала поездка в выше названные населенные пункты, у их жителей несколько проблем: работа, снег и обслуживание населения.
Как решается вопрос медицинского обеспечения, я выяснила у заместителя главного врача по медицинскому обслуживанию населения Шатковской ЦРБ Г. Г. Федоренко. Вот что пояснила Галина Геннадьевна:
-В выше перечисленных поселениях у нас ФАПов нет. Население обслуживают фельдшеры ФАПов из ближайших населенных пунктов, где они есть. Разработаны специальные графики посещения этих поселений. Но о каких выходах на село может идти речь, если дороги не чищены. Не может фельдшер, а в основном это женщины, с чемоданом медикаментов пройти по дороге до села 5 – 6 км, а потом еще, по пояс в снегу, ходить из дома в дом по сельским улицам. По этой же причине не доедет сюда и «Скорая», чтобы оказать экстренную помощь. Мы прекрасно понимаем, как порой важно вовремя помочь человеку справиться с болезнью, но иногда, в силу независимых от нас причин, это невозможно. Главы сельских администраций обязаны позаботиться, чтобы медицинские работники могли добраться до жителей поселений.
А, как рассказали фельдшеры, далеко не все главы добиваются того, чтобы дороги чистились к ФАПам, не говоря уж о сельских улицах. Например, в Елховке, Панове, Алемаеве, Великом Враге и некоторых других, дороги к медицинским учреждениям чистятся. А, например,в тех же Больших Печерках - нерегулярно. Так что все вопросы к главам администраций. Мы, со своей стороны, всегда готовы выполнять свои обязанности.
Вот как прокомментировал ситуацию с обеспечением пожарной безопасности в поселениях начальник ОГПН по Шатковскому району С. В. КАДУШКИН:
-Ситуация с обеспечением пожарной безопасности в поселениях, особенно в тех, где не чистятся сельские улицы от снега, очень сложная. Из-за снежных заносов пожарным машинам будет очень сложно, а порой невозможно прибыть на место пожара вовремя. Об этом я неоднократно составлял разговор с главами администраций. К сожалению, некоторые так и не исправили положение, в том числе, глава администрации Костянского сельсовета В. И. Грачев.
Как обстоят дела с доставкой почты, ответила начальник производственного участка III класса Лукояновского почтамта по Шатковскому району Т. А. МАВРИНА:
-Мы заинтересованы, чтобы росла подписка на газеты и журналы. Но в таких поселениях, как Калиновка, М. Печерки, живут одни пенсионеры. Наши работники вели с ними работу по подписке, но никто не выписал ни одной газеты. Если бы подписчики были, корреспонденция бы доставлялась. Сейчас, если приходят письма или посылки, они в обязательном порядке доставляются адресатам.
А вот как прокомментировал ситуацию, сложившуюся в Калиновке, Малой Якшени, Малых Печерках, Бритове глава администрации Костянского сельсовета В. И. ГРАЧЕВ:
-Ситуация с очисткой дорог от снега очень сложная. Если подъезды к селам, центральные дороги чистятся (хотя и здесь бывают перебои), то на чистку сельских дорог не хватает ни сил, ни средств. У нас заключен договор с ОАО «Строитель», но у них, по всей видимости, не хватает мощной техники. Большую роль здесь играет удаленность от райцентра. Сугробы в этом году такие, что только мощные грейдеры и гусеничные тракторы способны сдвинуть их. А такая техника доходит до нас нерегулярно. Поэтому и бывают случаи, что даже хлеб и продукты подвозят нерегулярно. Расчистить сельские улицы сейчас не представляется никакой возможности. Самая мощная техника не пробьет заносы. Ничего мы, к сожалению, сделать не сможем. Но центральные улицы и дороги до тех мест, куда приезжает автолавка с хлебом, и машина, что привозит почту, будут чиститься.
Пользуясь случаем, мне бы очень хотелось поблагодарить председателя Шатковского райпо Г. А. Коршунову за то, что не оставляет наше поселение без хлеба и продуктов. Никакой частник не повезет хлеб в село, в котором живет всего-то 10 человек. Это прибыли не принесет. А наше райпо идет на это, может быть, даже неся убытки.
Хорошо налажена у нас работа по доставке баллонного газа. На все заявки реагируем сразу, и газовики свою работу выполняют хорошо.
Во всех поселениях стоят таксофоны, работу которых мы по осени проверили. Экстренные службы по ним можно всегда вызвать. Но сейчас в такой связи нет необходимости, практически у всех есть сотовые телефоны.
Мы делаем всё, чтобы наши старики не чувствовали себя брошенными. Но обильные снегопады вносят свои корректировки в нашу работу.
Подготовила Т. БЫКОВА.