Матронушка на Шатковской земле
С 13 по 15 ноября в Свято-Троицкой церкви р. п. Шатки находилась икона блаженной Матроны Московской с частицей святых её мощей. Как сказал благочинный Шатковского округа, настоятель храма иерей Василий Лютянский, святыня прибыла к нам из храма в честь святого равноапостольного князя Владимира села Сартаково Богородского района, где образ находится постоянно. Священнослужители Шатковского благочиния ходатайствовали перед правящим архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием о том, чтобы икона посетила приходы нашего благочиния.
За три дня, что она была в храме, его посетило большое количество жителей нашего, а также Гагинского, Лукояновского, Починковского и других районов. Многие прихожане приносили к чудотворному образу живые цветы, исполняя таким образом её завещание. На протяжении всего пребывания иконы в церкви служили акафисты святой Матроне, в которых отображался её дар чудотворения и исцеления. В чтении акафиста принимали участие все священники нашего благочиния.
Шестнадцатого ноября икона Матроны Московской находилась в Свято-Троицкой церкви с. Шарапово, а с 17 по 19 ноября – в храме Казанской Божьей Матери г. Первомайск.
Кто такая Матрона?
Родилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1885 году в селе Себино Тульской губернии, в семье, в которой было четверо детей. Матрона была младшей. Она родилась слепой. У девочки совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела её мать во сне.
Но Господь дал девочке духовное зрение. С 7 - 8-летнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. Близкие замечали, что ей ведомы не только человеческие грехи и преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По её молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К избе Никоновых шли люди, тянулись подводы с больными из окрестным сёл и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли её родителям продукты и подарки. Так девочка вместо того, чтобы стать обузой для семьи, стала её главной кормилицей.
На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у неё внезапно отнялись ноги. «Такова была воля Божия», - говорила после этого Матрона и смиренно несла тяжкий крест, продолжала принимать больных. В день Матронушка принимала до 40 человек. Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил к ней с лукавым намерением. Помощь её людям была бескорыстной.
Некоторое время Матрона проживала в Москве. Последний земной приют нашла на подмосковной станции Сходня, где поселилась у дальней родственницы. Сюда тоже потоком шли посетители, несли свои скорби. Лишь перед самой кончиной матушка, уже совсем слабая, ограничила приём. Но люди всё равно шли, и некоторым она не могла отказать в помощи.
Говорят, что о времени кончины ей было открыто Господом за три дня, и она сделала все необходимые распоряжения. Матушка просила, чтобы её отпели в церкви Ризоположения. (В это время служил там любимый прихожанами священник Николай Голубцов, который знал и почитал блаженную Матрону.) Она не велела приносить на похороны венки и пластмассовые цветы.
Второго мая 1952 года она почила. Четвёртого мая в Неделю жён-мироносиц при большом стечении народа состоялось погребение блаженной Матроны. По её желанию она была погребена на Даниловском кладбище, чтобы «слышать службу» (там находился один из немногих московских храмов). Отпевание и погребение блаженной были началом её прославления в народе как угодницы Божией. Ещё перед смертью она сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть и слышать, и помогать вам». А ещё матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою её ходатайству ко Господу, спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого».
Подготовила Е. КУЗИНА.