«Надо жить по средствам»

Интервью председателя Законодательного собрания  Виктора Лунина.

-В Законодательном собрании обсуждается проект бюджета Нижегородской области на 2011 год. Цифры достаточно скромные. Как Вы считаете?

-Доходы бюджета просчитаны на основании реальных показателей. Они зависят от того, как работает промышленность и другие отрасли, какие суммы подтвердила для Нижегородской области налоговая служба. Мы же не можем прописать в бюджете нереальные доходы, к примеру, 200 миллиардов рублей, и запланировать под них программы. Надо жить по средствам.

Пока параметры бюджета на 2011 год таковы: доходы - 81,4 млрд. рублей, расходы - 88,5 млрд. рублей. Это цифры консервативно-реальные. Мы рассчитываем, что бюджет будет неоднократно корректироваться в сторону увеличения по мере поступления дополнительных доходов. В первом чтении проект бюджета на следующий год будет рассмотрен на заседании Законодательного собрания 11 ноября, рассмотрение во втором чтении запланировано на 9 декабря.

-Велик ли размер дефицита?

-Сейчас он составляет около 7 млрд. рублей. Размер государственного долга Нижегородской области приблизился к 50 процентам от собственных доходов.

-Это уже небезопасный уровень.

-Я бы поспорил. В соответствии с бюджетным законодательством предельный размер государственного долга может быть и больше - он может составлять и 100 процентов от собственных доходов. Но правительство и депутаты утвердили планку в два раза ниже. Это управляемый уровень государственного долга. Не было ни одного случая, чтоб мы не выкупили бумаги, не погасили кредиты министерства финансов или коммерческих банков, либо не выполнили свои обязательства по государственным гарантиям.

-А это нормально, когда область наполовину живет в долг?

- Да, если деньги не проедаются, а идут на развитие. Это дает возможность двигаться вперед, решать масштабные задачи, финансировать целевые программы. Нужно учитывать и уровень инфляции. Деньги во времени тоже имеют свою стоимость.

-Учтены ли в проекте бюджета дотации и трансферты федерального бюджета?

-Пока эти средства учтены лишь частично. Уверен, что Нижегородская область получит еще около 10 млрд. рублей из федерального бюджета. В этом направлении сейчас идет большая работа. Но, чтобы получить дополнительные федеральные средства, необходимо обеспечить софинансирование из регионального бюджета. Без этого не будет профинансирована ни одна программа.

Думаю, что консолидированный бюджет области  в будущем году составит 115-120 миллиардов рублей. Это достаточно серьезная величина, позволяющая говорить о бюджете развития.

 

-В сложной экономической ситуации регионам подчас невыгодно зарабатывать деньги. Ведь на сумму роста бюджета им урезают федеральные трансферты.

-Я всегда выступал за децентрализацию средств бюджета и за децентрализацию  власти. Если тебе переданы определенные государственные полномочия, и ты их выполняешь с честью, наращивая налогооблагаемую базу, это надо только приветствовать. Но если надеяться лишь на «манну небесную» в виде федеральных денег, то какой смысл работать? Эта тема обсуждается и на федеральном, и на региональном уровнях. В условиях недостатка средств, когда нужно жестко экономить, централизация уместна. Но по мере стабилизации ситуации должен идти обратный процесс.

-В период кризиса государственная поддержка предприятиям оказывалась из бюджетов всех уровней. Сейчас поддержка уже не нужна?

-Финансовый кризис очень сильно ударил по автомобильной промышленности. Если бы не было областной и федеральной программ, сложно сказать, что было бы с Горьковским автозаводом.

С моей точки зрения, государственная поддержка должна оказываться именно тогда, когда предприятия испытывают объективные сложности. Если мы хотим развивать экономику, двигаться вперед, государство должно сделать первый шаг. Если говорить о развитии инновационных технологий, то представителям малого бизнеса сложно пойти на риск, так как нет уверенности в гарантированном результате. В таких случаях государство должно поддержать предпринимателей. В странах Европы доля малых предприятий достигает 60-70 процентов валового внутреннего продукта.

-Какие точки роста заложены в бюджете?

-Я бы особо выделил программу подготовки строительных площадок для малоэтажного строительства. Она предусматривает создание всей необходимой инфраструктуры - строительство дорог, электрификацию, проведение водопровода и газа. Хотелось бы, чтобы программа получила широкое распространение и в Нижнем Новгороде, и в районах Нижегородской области. Законодательное собрание уже приняло закон о том, что такие подготовленные для строительства земельные участки могут предоставляться отдельным категориям граждан бесплатно. Программа даст толчок развитию строительной индустрии, которая обеспечит заказами предприятия по производству кирпича, цемента, пиломатериалов, других строительных материалов. Для финансовой сферы также ожидается положительный эффект - люди будут брать кредиты на строительство жилья.

 

Беседовала Елена Борисова.