Наша история. Тоузаково.
От села осталась только церковь
«Умирают деревни, умирают деревни!
Исчезают навеки, хоть верь, хоть не верь.
Где отыщется слово суровей и гневней,
Чтобы выразить боль этих жутких потерь?!
Без печали и слёз, будто так полагается,
Составляется акт, что с таких-то вот пор
Деревенька та “с данных учётных снимается”
И её больше нет. Вот и весь разговор…»(Эдуард Асадов)
Эти строки в полной мере относятся к селу под названием Тоузаково.
Когда я была маленькой, мы часто ездили к бабушке в Елховку, дорога проходила как раз мимо места, где раньше находилось село Тоузаково. Каждый раз, проезжая мимо, я вглядывалась в очертания одинокой церкви, которая стоит посреди бескрайних полей. Тогда на меня это производило жуткое впечатление.
Позднее я много раз пыталась найти более подробную информацию об этом селе, но никто ничего внятного сказать не мог. И мне стало обидно: ну было же село, стояли дома, жили люди… и вдруг всё забылось. Благодаря друзьям мне удалось найти женщину, которая родилась и выросла в этом селе – Антонину Александровну Подоляеву, 1930 г.р. Она с большим удовольствием согласилась мне всё рассказать.
- Как сторож стоит наша церковь, хотя и сторожить-то уже нечего, а она всё стоит,- начала свой рассказ Антонина Александровна.
- Наше село было старое, образовалось в 1550-х годах. Когда Иван Грозный шёл на Казань, то награждал своих людей землями, вот и досталась эта земля некоему ротмистеру Тоузакову за заслуги перед отечеством.
«В моё время село насчитывало 250 домов, не больше. Местность не богатая: вокруг нет ни леса, ни речки, только один пруд. Село было сгруппировано вокруг этого пруда: верхнюю часть, где стояла церковь, называли Поповка – 45 домов, а нижнюю часть называли просто – «Село», там домов 200 стояло. Ещё были улицы Коробовка, Сытинка, а около кладбища - «Мёртвый конец», - рассказывала моя собеседница. Она со вздохом и сожалением сказала: «А какие яблоневые сады росли на Поповой стороне. На «Селе» почему-то таких не было».
От своей бабушки (1882 г.р.) Антонина Александровна узнала, что сначала церковь была деревянная, но со временем жители решили заменить её на каменную. «Мой прадед был церковным старостой, поэтому собрали сход в нашем доме. И начали спорить: жители «Села» настаивали, что церковь нужно перенести к ним за пруд, там и площадь больше, и место ровнее, но «поповчане» не соглашались. Надоело прадеду слушать спор, и он вышел на улицу. А там увидел, как с неба спускается «огненная стрела», позвал он всех, чтобы и они увидели знамение. Все решили, что это сама Пресвятая Богородица указала место и переносить церковь не стали. Кирпичи для стройки обжигали сами, а в известковый раствор для кладки добавляли яйца, которые собирали по всем близлежащим сёлам. Церковь пробовали много раз разобрать, но она не поддаётся, кресты все поснимали, а кладку разбить не получается», - рассказывала Антонина Александровна.
- Земля у нас всегда была хорошая – чернозём. Село было не бедное, т.к. всегда собирали хорошие урожаи. Сеяли коноплю и просо. Из конопли делали масло, ткали половики и рогожи. Раньше же все носили холщёвое, поэтому в каждом хозяйстве были ручные ткацкие станки. Землю долгое время обрабатывали старики и дети. Технику пригнали только в советское время, когда был здесь крепкий колхоз. Хоть село и небольшое, но народ был дружный. Молодёжи было много, никто никуда не уезжал. Во время Великой Отечественной войны из Смоленска пригнали в «эвакуацию» табун коров, построили скотные дворы. Чтобы поить скотину, нужно было много воды, поэтому пруд разделили плотиной на 2 части, и он стал в два раза больше. Овраги вокруг села большие, чистые были, накашивали много сена, которым кормили скотину, - вспоминает моя собеседница.
Антонина Александровна также рассказала, что в селе была школа 4-х летка. Учительница была из Елховки - Томилина Ираида Фёдоровна. До 7 класса дети ходили учиться в Елховку (тогда ещё Вонячку), а кто хотел окончить 10-летку - направлялись в Паново. Был и магазин, его поставили от «сельпо» перед самой войной, а до этого товары привозили в частную лавку на лошади.
Меня заинтересовало, как жила молодёжь в селе? «Ходили в клуб, устраивали спектакли, на инструментах играть никто не мог, поэтому просто пели и танцевали. Клуб сначала был на «поповой» стороне в доме бывшего барина Владимира Трескина, а потом его перенесли в здание школы», - поведала женщина. Клуб, по всей видимости, долгое время был популярен, т.к. дочь Антонины Александровны вспомнила, как они будучи молодыми бегали на танцы в Тоузаково из Совхоза (сейчас Светлогорск).
В конце беседы я задала вопрос о том, как же всё-таки получилось, что село опустело?
«Когда начали укрупнять колхозы, люди потянулись на стройку в Лесогорск, а потом так там и остались. Дело в том, что наш председатель не особо был заинтересован в укрупнении, а вот председатель Елховского колхоза на этом очень настаивал. Вот и перенесли всё в Елховку, даже здания правления и школы туда перевезли. Молодым дали квартиры, и осталось в селе человек 10 – стариков. А потом начались разбои и их забрали к себе дети».
С разбоем связана очень страшная история. Как рассказала Антонина Александровна, а потом подтвердила и моя бабушка, жил в селе душевнобольной человек, который забил до смерти одинокую старушку и закопал в саду. Её всем селом искали целую неделю. Он же спилил старые кресты в церкви, чтобы продать и разжиться деньгами на выпивку. Человек этот понёс заслуженное наказание и отбыл срок в тюрьме. Но, вернувшись, убил родную мать и снова был арестован.
Антонина Александровна говорит, что там до сих пор сохранилось кладбище, но к нему трудно проехать и даже пройти, т.к. все поля перепаханы. Приходится делать большой круг через Елховку. Ей в силу возраста тяжело ходить по ухабистой местности, но душа её всегда тянется к месту, где был её дом, где похоронены её родственники. Плотину давно размыло, и пруд ушёл, растут на том месте сосенки да берёзки, и только стоит нерушимая церковь Живоначальной Троицы.
Мария БОРЯЕВА.