От Елховки до Женевы (Продолжение. Начало в №№ 83, 87, 89 за 2012 год и №№ 2, 10 за 2013 г.)

Бедняцкая жизнь закончилась

Со службой заведующего избой-читальней в селе Семенове закончил и направился в техникум г. Яранск Вятской губернии. Доехал до Н. Новгорода, где и разобрался, что ехать мне еще далеко, купить железнодорожный билет на ближайший поезд не смог, жить в городе мне было негде, днем ходил по улицам города, а ночевать возвращался на вокзал. Уехать быстро так и не смог. Скопленные деньги быстро подходили к концу. Что делать?

И опять я обратился за помощью в комсомол. Пошел в краевой комитет комсомола с просьбой определить меня куда-либо на работу, в частности, на строительство автозавода. Беседующий со мной товарищ из крайкома комсомола выслушал мою автобиографию и, ознакомившись с имеющимися у меня документами и с комсомольским билетом, в котором была отмечена уплата членских взносов за два месяца вперед, что ему особенно понравилось, заявил, что было бы лучше, если я пошел бы учиться в фабрично-заводское училище (ФЗУ) при Балахнинской бумажной фабрике, где создавалась группа на базе семилетнего образования, и тут же мне дал направление.

С этим направлением я явился в ФЗУ и был зачислен на учебу. Здесь были все необходимые для меня условия: стипендия, общежитие, а главное, бесплатное питание. Срок обучения лиц, имеющих семилетнее образование, - два года, а после окончания присваивалась специальность сушильщика или сеточника. Это высшие рабочие профессии в бумагоделательном производстве. Но об этом я узнал значительно позднее.


Здесь, в ФЗУ, я был вовлечен в активную комсомольскую работу с полным осознанием пользы такой работы. До поступления в ФЗУ мое общение было в основном с крестьянской массой, преимущественно с крестьянской молодежью, здесь же основной контингент учащихся состоял из городской молодежи, детей рабочих и городской интеллигенции. Мне многому пришлось переучиваться и набираться навыков и нужных знаний, и в этом смысле даже обогащаться.

Учась в ФЗУ, комсомольцы участвовали в большом количестве субботников и воскресников. В частности, здание училища в основном было построено силами учащихся. Неоднократно выезжали в воскресные дни на строительство автозавода в Н. Новгороде и на добычу торфа для местной электростанции. Я не помню ни одного случая, чтобы кто-либо не выходил на такие субботники. Все работали с энтузиазмом.

Педагогический состав ФЗУ был высококвалифицированным. В школе поддерживалась должная дисциплина, материально мы были хорошо обеспечены. Наша группа, укомплектованная из лиц, имеющих семилетнее образование, была ориентирована на занятие хороших рабочих должностей на фабрике либо на поступление в высшие учебные заведения, т.к. мы получали полное девятилетнее образование, которое тогда давало возможность поступать в вузы.

Почти все учащиеся нашей группы собирались поступать в институты, но при этом почти каждый хотел некоторое время поработать на фабрике с тем, чтобы сделать некоторые денежные накопления для учебы, а главное, прилично одеться и обуться, и это действительно можно было легко сделать, т.к. на фабрике хорошо зарабатывали, а главное, было хорошее снабжение.


В целом наибольшая часть учащихся нашей группы в разное время – одни раньше, другие позже - осуществили свои желания. Некоторые поступили на учебу в Ленинград – в Лесотехническую академию, а большинство – в химико-технологические институты в разных городах Советского Союза.

В ФЗУ я учился сравнительно хорошо, не был передовиком, но никогда и не был в последних рядах. Особенно любил обществоведение, по которому считался самым лучшим учеником в школе, и химию. Физика и математика не были любимыми предметами, поэтому успеваемость достигалась усидчивостью и дополнительными занятиями, и благодаря этому плохих отметок и по этим предметам не имел. Очень хорошо давалось мне черчение и рисование, но этим предметам особого значения не придавалось.

К занятиям в училище я относился со всей серьезностью и до некоторой степени с любовью, и здесь впервые обрел уверенность, что я получаю специальность, которая хорошо оплачивается, создаю себе материальное благополучие, и тем самым кончается моя бедняцкая деревенская жизнь.

(Продолжение следует).

В. П. РЕБРОВ.