От Елховки до Женевы. (Продолжение. Начало в №№83, 87, 99 от 2012 г. и в № 2 от 2013 г.).

Начало трудовой деятельности

Заявление о приеме в школу было мною подано заблаговременно, и в августе состоялись приемные экзамены.

Из нашего села мы направились в Арзамас сдавать экзамены – два бывших ученика ШКМ: я – в профтехшколу, а мой товарищ - в более привилегированное учебное заведение, педагогический техникум. Мне тоже хотелось туда поступить, но техникум не давал стипендии, без которой продолжение учебы было для меня невозможно.

Мы оба успешно сдали экзамены и были приняты на учебу, но никто из нас не окончил этих учебных заведений. Я – из-за невозможности существовать на стипендию, а мой товарищ Тюмин Костя по причине переезда отца на сезонные работы в районы Средней Азии. Он также с ним переехал туда.

Судьба его сложилась своеобразно. Во всяком случае при хороших трудолюбивых родителях и хороших его способностях все мы считали, что он получит хорошее образование и займет хорошее положение в обществе. Но не вышло.

Проучившись первый семестр в профтехшколе г. Арзамас, после зимних каникул мне стало ясно, что на стипендии без помощи продолжать учебу невозможно, и я решил уйти из школы. Но куда?

Я пошел в уездный комитет комсомола, рассказал о своем положении и невозможности продолжения учебы. Поскольку ШКМ дала мне образование, приравненное к семилетней школе, а лиц с такой «высокой грамотностью» по тому времени было не так много, мне предложили работу – быть заведующим избой-читальней или учителем по ликвидации неграмотности в Б. Болдинском районе Арзамасского уезда. Я согласился.


При прибытии в село Б. Болдино мне предложили поехать еще в более отдаленное село – Сумароково учителем по ликвидации неграмотности. Теперь уже не помню, какая была моя заработная плата, но помню, что я жил не хуже, а, может быть, лучше, чем окружающие меня крестьяне.

Первоначально на мои занятия пришло почти все население деревни, но потом более пожилая часть населения не стала ходить, произошел заметный отсев. До конца зимы, т.е. до начала полевых работ, на мои занятия ходила молодежь – подростки.

Педагогических познаний и навыков я не имел, занятия вел, наверное, не так хорошо, но я почему-то пользовался уважением в деревне и помню: как-то пришли ко мне пожилые крестьяне и сообщили, что они собираются обратиться с просьбой к местным властям, чтобы меня оставили учителем в школе вместо работающего учителя, страдающего запоем. Мне это льстило, но такое предложение меня не соблазняло, и я отговорил их делать это. Но наступили каникулы, школа- ликбез закрывалась, и оставаться в деревне при безделье до осени мне не хотелось.

Поехал в Б. Болдино, получил расчет, и, к моему удивлению, мне была выплачена зарплата за летнее каникулярное время, что, вероятно, и послужило поводом моему отъезду за новым назначением в уездный комитет комсомола в Арзамас. С собой я привез письменный отзыв о благополучном завершении учебного года в школе-ликбез. Этот единственный документ и дал повод перевести меня в Личадеевский район в село Семеново на должность заведующего избой-читальней.


Село Семеново было одним из богатых сел, а в силу территориальной близости к Арзамасу было связано с торговлей. В селе - несколько богатых семей, имевших мельницы, и поэтому много было торговцев хлебными злаками, а некоторая часть - просто продавцы в местных магазинах центросоюза.

В селе имелась комсомольская организация, которую в скором времени мне пришлось и возглавить. Благодаря близости к городу, село было достаточно грамотное, школы-ликбез там никогда не было. Сходки, а это было бурное время создания колхозов, проходили достаточно организованно, с большим посещением, с писанием протоколов, которые в основном писались мною.

Вспоминается такая деталь. При избе-читальне была небольшая библиотека художественной и публицистически-политической литературы, литературы по сельскому хозяйству и др. Я периодически оформлял открытый стенд для всеобщего обозрения. В силу своих недостаточных знаний художественной литературы, а особенно политической, на стенд ставил наиболее красочно оформленные книги и брошюры.

Однажды был вызван в район, где мне показали целую серию моих книг со стенда "антисоветского", а особенно "троцкистского", толка, достаточно внушительно «пожурили» за мою неграмотность, но это мне надолго запомнилось и сослужило в будущем большую пользу.

Я надолго запомнил этот урок и в дальнейшем по незнакомой мне книге или брошюре старался проконсультироваться у старших товарищей и, в первую очередь, у местных коммунистов, благодаря чему я в окружающей среде просматривался серьезным молодым человеком.


От заведующего избой-читальней на селе требовалось в первую очередь проведение в жизнь идей советской власти, всегда находиться в авангарде проводимых мероприятий, а в то время главный вопрос был – организация колхозов и ликвидация кулачества как класса. Поэтому вся работа моя проходила в гуще сельских активистов, застрельщиков перевода сельского хозяйства на рельсы колхозного крестьянства. Много приходилось бывать на сходках, самому проводить всякие совещания и заседания, которых было бесконечно много. Приходилось и лично заниматься раскулачиванием.

Дело у меня шло хорошо, местные власти одобряли мои действия, а в некоторых случаях ставили в пример. Но все это меня не удовлетворяло. Все больше и больше я стал осознавать, что моих знаний далеко не достаточно, чтобы в будущем создать благоприятные условия, в первую очередь, материальное благополучие.

В газете прочитал объявление: льноводческий техникум в г. Яранск Вятской губернии объявляет прием учащихся с предоставлением общежития и стипендии. Собрал все необходимые документы и послал почтой. Быстро получил извещение, что я принят на первый курс техникума.

В. П. РЕБРОВ.