Шатки в конце XVIII - начале XIX вв. Наша история.
В описаниях дается характеристика водоёмов, говорится, что в самое жаркое время течение имеют река Тиоша (Тёша) «глубиной в самых мелких местах один аршин (0,7 м) шириною пятнадцать сажень (32 м)», в ней рыба: щуки, лещи, язи, голавли, окуни, налимы, ерши, плотва и пескари. Речка Ельтма в самое жаркое время была глубиной поларшина (0,35 см), шириной 4 сажени (8 м), рыба в Ельтме: щука, окунь, плотва, пескарь.
Кроме Тёши и Ельтмы, летом в самое жаркое время не пересыхали ещё речки Большая Астра и Нацма, которые «глубиною по четверти аршина (0,2 м) шириною в две сажени (4 м)», в них рыба плотва и пескари. Речки Кичкилей и Засека показаны как пересыхающие, а все остальные овраги и ручьи течения не имели, а текли только весной и в ненастные дни.
Сообщается, что на реке Теше мельница водяная о двух поставах, мельница действует круглый год, кроме половодья, и она приносит доход сельскому обществу по 120 рублей в год. Вода в Тёше людям и скоту здорова, т.е. годна к употреблению. Экономические описания отмечают, что земля чернозём (видимо была показана самая хорошая земля), из хлебов лучше родятся рожь и овёс, а прочие семена «средственны», сенные покосы против других мест лучшие.
Лес был описан по двум категориям: строевой и дровяной. Лес строевой представлял собой «сосновый в отрубе от семи до осьми вершков (31-36 cм) вышиною от шести до семи сажень (13-15 м)». Лес дровяной представлял собой «дубовый, еловый, берёзовый, осиновый, липовый, кленовый, вязовый и ореховый». В лесу водились звери: «медведи, волки, лисицы, куницы, зайцы, белки и горностаи». Лесные птицы - это «соловьи, скворцы, щеглы, чижи, зяблики, тетерева, рябчики и куропатки».
При водах обитали дикие утки, а в полях - жаворонки и перепела. Приводится информация об экономике, быте крестьян и их занятиях: «крестьяне состоят на оброке и платят господам своим в год по три рубля с души, промысел имеют хлебопашество, из земли запахивают всю без остатку на себя, к делу радетельны; женщины сверх полевой работы упражняются в рукоделии, прядут лён и шерсть, ткут холсты и сукна для своего употребления, а частью и на продажу».
Кто владел Шатками
Несколько слов о владельцах Шатков, упоминаемых в материалах генерального межевания – Владимире Борисовиче Полуэктове и жене его – Екатерине Ивановне (в девичестве Аргамаковой), а также Анне Ивановне Аргамаковой (упоминается в числе владельцев). Дворянский род Аргамаковых владел Шатками с начала XVII века. Екатерина Ивановна и Анна Ивановна – двоюродные сестры Александра Николаевича Радищева, русского мыслителя и писателя. Анне Ивановне принадлежит большая роль в сохранении его рукописи «Путешествие из Петербурга в Москву».
Николай Афанасьевич Радищев, Еванфия Ивановна Аргамакова и её дочери Екатерина и Анна на протяжении ряда лет являлись вкладчиками-благотворителями Саровского монастыря. Неоднократно посещали монастырь. Четырехъярусная монастырская колокольня построена на деньги четырёх богатейших вкладчиков, в том числе и Анны Ивановны Аргамаковой. Дети Екатерины Ивановны Полуэктовой – сын, Борис Владимирович, женат на Любови Фёдоровне Гагариной, сестре Веры Фёдоровны (жена П. А. Вяземского) – участник войн первой половины XIX века, участник Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии); дочь, Наталья Владимировна, замужем за Н. И. Мухановым, дядей декабриста П. А. Муханова; Полуэктовы - близкие родственники Грибоедова и Радищева, входили в круг личных связей А. С. Пушкина. По их фамилии в XVIII веке в Москве были названы два переулка.
А. ИНЖУТОВ.
При подготовке использовались материалы Центрального архива Нижегородской области и другие источники.
- << Назад
- Вперёд