Солдат защищал и Родину на фронте, и свой дом в тылу
Это было в грозном 1942 году. Жили мы в г. Горький в Сормове. Мне шел 8-ой год, и я прекрасно помню голод, холод и бомбежки по ночам, когда меня сонного мать тащила в бомбоубежище.
Однажды вечером в дверь постучали. Мама открыла. На пороге стоял молодой военный, среднего роста, красивый лицом, одетый в форму пограничника. Не скрывая радости от встречи, целуя его, мамы вскрикнула: «Батюшки! Вот так встреча! Вот так гость! Фронтовик! Какими судьбами!» На что он ответил: «Я проездом. У меня краткосрочный отпуск. Я навестил свою мать в деревне, а завтра утром уезжаю на фронт. Переночую у вас».
Это был Андрей, племянник моей мамы. Вскоре пришел мой отец с работы (у него была бронь и работал он на 92-м заводе бригадиром в кузнице). Откуда-то взялась бутылка зеленой. Мужики выпили, и завязалась у них беседа до полуночи. Я жадно прислушивался к их разговорам про войну. Что-то я понял, а что-то и нет. Но причину его приезда с фронта я запомнил точно и навсегда!
Воевал он на границе СССР – Финляндия. Фронтовые дела шли неважно. Настроение было плохое. А тут его вызывает командир части и сообщает, что от его матери, живущей в деревне, пришло письмо, в котором она писала, что за неуплату налогов председатель колхоза выгнал её вместе с детьми-подростками из их собственного дома, и что дом пойдет в счет уплаты долгов.
Расстроился солдат. Не по себе ему стало. С одной стороны немцы прут, с другой – свои поджимают. Что же ему делать? Как ему быть?
Увидев солдата сильно расстроенным, командир отдал приказ: «Срочно в отпуск. Разберись, что и как, нельзя солдатскую мать в обиду давать!!!»
С тяжелым сердцем и с большим трудом добрался Андрей до своей деревни. Пройдя тропинкой к отчему дому, увидел заколоченные окна и двери. «Ничего себе, сыновья воевали на фронтах, а солдатскую мать выгнали из дома. Как же так?» - подумал солдат. Взяв у соседей топор, освободил окна, открыл дверь.
Узнав об этом председатель вызвал милицию и Андрея повели в сельсовет. Руководитель колхоза стал напирать на Андрея, без конца твердя одни и те же слова: неуплата налогов, недоимки. Деревенский парень и слова такого – недоимки – не слыхал. Что оно означает? Видно, оно уж такое плохое, что из-за этого слова семья осталась без дома. А про себя солдат решил: «Сейчас ты у меня получишь свои чертовы недоимки». Схватив чернильницу со стола, обозленный солдат запустил ее председателю прямо в лоб. Что тут началось! Председатель топал ногами и кричал: «Заберите его».
Милиция, увидев предъявленные документы со штемпелем «Пограничник СССР», развела руками: «Мы тут бессильны, не имеем права!» и удалилась восвояси. И. В. Сталин очень ценил пограничников, и они пользовались неприкосновенностью.
Вскоре вся семья вернулась в собственный дом и стала поживать, да Андрея добрыми словами вспоминать. Так солдат заступился за свою мать и отстоял свой дом…
Утром следующего дня мы с моей матерью пошли провожать родственника, он отбывал на фронт. Подошел поезд, стали прощаться. Мама его трижды перекрестила со словами: «Андрей, не погибай, вернись!» Уже ушел поезд, а мы еще долго кричали вслед: «Вернись, вернись, вернись!»
Пройдя все муки военного ада (ранения, госпитали), солдат – теперь уже старший лейтенант – с орденами и медалями после Великой Победы вернулся домой! Да не один, а с красавицей-женой казачкой Надей. И поселились они в спасенном солдатом доме.
В Понетаевке Шатковского района живет его брат Шанталов Алексей, тоже участник Великой Отечественной войны, который брал Берлин, имеющий награды и ранения. Два других брата – Николай и Михаил – погибли в боях.
Г. С. ЕГОРОВ,
г. Нижний Новгород.
Апрель 2012 год.