В новый учебный год с новыми учебными стандартами.
С 1 сентября 2011 года начальные школы России, а значит и Шатковского района переходят на новые стандарты обучения. Полностью на новую систему перешли пока только в Новгородской и Новосибирской областях, Приморье и Удмуртии.
Насколько школы района готовы к такому переходу, мы решили выяснить на примере Шатковской школы №1, самой большой по численности учащихся, побеседовав с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Т. С. УТКИНОЙ:
-Татьяна Степановна, расскажите, пожалуйста, какая работа ведется в вашем образовательном учреждении в связи с переходом на новые стандарты.
-Сведения о подготовке о введении ФГОС в нно даны на школьном сайте. Свою работу педколлектив начал с начала учебного года. С ноября 2010 года началась педагогическая учеба на уровне школы по внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Изучалась нормативно-правовая литература. Разработан цикл лекций по изучению методической литературы по ФГОС. Кроме этого был проведен педсовет на тему «О введении в действие ФГОС начального общего образования в Шатковской школе №1». Согласно приказу директора школы создана рабочая группа по обеспечению перехода на ФГОС начального общего образования. В рабочую группу вошли не только учителя начальных классов, но и учителя старшего звена с целью преемственности. Утвержден план подготовительных мероприятий по обеспечению введения ФГОС начального образования.
Педагоги приступили к разработке основных образовательных программ. Учителя, которые примут 1 сентября 2011 года первоклашек, проходят курсовую подготовку.
-Что же ждет учеников?
-Учебный план у них остается примерно таким же, но вводится 10 часов внеурочной деятельности как ресурс для развития ребенка. Она может быть направлена на программу «Я и мое здоровье», «Экологическое», «Духовно-нравственное развитие» и др. Ребенок будет дольше находиться в школе.
Введение ФГОС требует и новых условий обучения, воспитания, а также результатов обучения. Учебная деятельность для учащихся будет сложной. Модель обучения в школе можно условно изобразить так: знания (голова) + компетенция (руки) + лидер (дух). Мы даем знаниям, развиваем компетенцию, формируем личность.
-Какие требования предъявят новые образовательные стандарты к ученику?
-Они будут требовать от учащихся начальных классов умения самостоятельно (под руководством учителя) добывать знания через современные информационно-коммуникативные средства обучения: компьютер, Интернет. Это повлечет за собой большую нагрузку на детей, что может пагубно сказаться на их здоровье.
-Достаточно ли в вашей школе компьютеров, ведь ежегодно в первый класс у вас идут около 80 детей (три класса). Соответственно, чтобы обеспечить хотя бы один класс (25 – 27 учеников) нужно 25 – 27 компьютеров. Все ли педагоги владеют навыками работы на информационно-коммуникативных средствах?
-В совершенстве работать на компьютере могут около 70% учителей начальных классов. У нас пока еще недостаточное количество технических средств. Школа работает над развитием единой информационной системы.
-Какие требования предъявляет ФГОС к первоклассникам?
-Одно из требований Федерального государственного образовательного стандарта – ученик 1 класса должен уметь составить собственное портфолио, куда будут записаны личные достижения и успехи в учебе, разработать индивидуальный образовательный маршрут. Портфолио сможет рассказать о росте школьника.
-В последнее время много говорится о проекте нового закона об образовании. В нашей беседе я не могу не поинтересоваться Вашим мнением по поводу него.
-Обсуждение проекта прошло до 1 февраля 2011 года. Многие положения нового Федерального закона получат дополнительную детализацию и уточнения. Например, многие статьи этого закона могут повлечь за собой риски снижения доступности среднего и высшего профессионального образования для наиболее уязвимых социальных групп населения. Хотя закон по-прежнему гарантирует общедоступность и бесплатность образования, то бесплатность высшего образования остается под вопросом.
Согласно этого законо-проекта расширяется круг лиц, имеющих право осуществлять образование (культура, спортивные комплексы…). Это также повлечет сокращение педагогических кадров.
Не могу не остановиться на снижении социальных льгот учителя. Если в старом законе было прописано, что учителю предоставляется бесплатная жилплощадь с отоплением и освещением, то в новом законопроекте слово «бесплатно» вообще исключено. Льгота остается, но нормы и механизм оплаты относятся к ведению субъектов Федерации.
Необходимо конкретное и достаточно полное законодательное определение единых на всей территории Российской Федерации, основ социального и профессионального статуса педработника.
-Спасибо Вам, Татьяна Степановна, за беседу.