«Вся его жизнь - это работа…»
Для читателей «Нового пути» это интервью даёт уникальную возможность познакомиться с нижегородским губернатором с новой стороны - ведь на вопросы отвечает не его деловой партнёр или коллега по коридорам власти, а супруга.
- Татьяна Владимировна, скажите, а Валерий Павлинович действительно с такой бешеной скоростью живет и работает или это просто у его помощников так хорошо поставлено дело, что у журналистов и жителей области создается стойкое ощущение: губернатор может одновременно находиться в разных точках области, а то и страны.
- Он на самом деле такой, потому что вся его жизнь - это работа, работа и еще раз работа. Все направлено на это. Он слишком любит свое дело и очень любит людей. Работа требует от него личного контроля, а иногда и жёсткости. За это его некоторые даже ругают.
- Когда Путин был президентом, его жена Людмила сказала в одном из интервью, что мечтает, чтобы Владимир Владимирович скорее оставил эту работу и вернулся в семью. К вам подобные мысли приходят в голову?
- Я охотно верю, что она сказала это от всего сердца. На самом деле очень тяжело, когда муж находится в большой политике. Каждое следующее назначение отрывает человека от семьи все больше. Я часто шучу, что хотела бы иметь мужа-слесаря.
- Бытует мнение, что сегодняшнее поколение мужчин - инфантильное, безответственное. И виноваты в этом якобы сами женщины - они взваливают на себя все и везут. Вы согласны с этим?
- У меня другое объяснение. На самом деле женщина хочет чувствовать рядом сильного мужчину. Но, к сожалению, когда случилась перестройка, мужчины оказались не подготовленными к переменам. Они в принципе не могут быстро перестраиваться. Женщины же быстро взяли себя в руки: инженеры шли торговать, медики изучали бухгалтерию. Я работала в КБ Илюшина и поняла, что здесь мне "ловить" уже нечего. Наш семейный бюджет складывался всегда фифти-фифти. И тогда я фактически с нуля освоила новую для себя и для страны профессию - специалиста по ценным бумагам. Начинала с рядовой должности. (Сейчас Т. В. Шанцева возглавляет филиал Московского банка реконструкции и развития).
- Помните уже ставшее крылатым выражение Горбачева "Вот только с Раисой Максимовной посоветуюсь"? Губернатор консультируется у вас?
- По ценным бумагам - всегда. И во времена работы в Москве. Руководитель всегда должен опираться на мнение специалистов. В остальном - мне важно дать ему выговориться, поддержать и успокоить. Я обычно стараюсь сгладить острые моменты.
- В биографии Валерия Павлиновича вроде бы все выстраивалось логично. Административные должности сменяли одна другую. И вдруг резкий поворот "не в тему". В 1992 году он становится коммерческим директором хоккейного клуба "Динамо".
- Это был самый тяжелый период в его жизни. Разогнали горком, все разбежались. А он уходил последним. Пока не устроил всех, кто работал (а ведь там кроме верхушки были рядовые исполнители, руководители среднего звена). В ноябре он ушел. Целый месяц не мог определиться с работой. Предложений было много, его буквально разрывали на части. Прежде он и трудовой книжки не видел, ее даже на руки не выдавали - переправляли сразу на новое место работы. А тут он держал ее в руках и не знал, что с ней делать. В декабре он принял решение идти в "Динамо". Это было свободное от политики место, это давало ему передышку. Надо было понять, что произошло. Надо было просто пережить. Это был переломный момент. Я видела, что он страдал. Что такое клуб "Динамо" по сравнению с Москвой и масштабом работы там? Год с небольшим он проработал в клубе, а потом Юрий Михайлович (Лужков мэр Москвы) ему сказал: "Все, хватит, пора впрягаться!". И Шанцев стал префектом Южного округа.
- Вы помните момент, когда муж сообщил вам о том, что ему предложили работу в Нижнем?
- Очень хорошо помню. Накануне вечером его вызвали к Путину. Ну, мы как-то не придали значение: в это время решались олимпийские вопросы, возможно, речь пошла бы об этом. Он поехал утром на встречу, а я отправилась на работу. И обо всем, как всегда, забыла, кроме работы. Да и день был такой суматошный, административная комиссия заседала. И вдруг секретарь звонит: "Татьяна Владимировна, к вам Валерий Павлинович подъедет полтретьего". Он пришел, сел рядышком и говорит: "Надо посоветоваться. Знаешь, мне предложили в Нижний ехать. Как ты считаешь?" Я говорю: "Ну ведь ты уже решил. Естественно, едем". Все решалось за считанные дни.
- Как думаете, чем запомнится "эпоха Шанцева в Нижнем"?
- Думаю, построится столько всего хорошего! Я даже боюсь заранее говорить, как это будет здорово! Сейчас строятся ФОКи. Разве могли мечтать в районах об этом? В Москве-то таких нет! Он вообще к спорту относится серьезно. Считает, что потребность к спорту надо прививать с детства, и он должен быть массовым. Еще появляются качественные дороги. Цирк построен. Аэропорт будет хороший. Дома снесут ветхие.
- Защитники старины очень боятся, что под эгидой заботы о людях снесут то, что и создает колорит Нижнего. Его купеческую застройку. Ведь сколько фильмов снималось у нас именно поэтому.
- Я уверена, что историческая часть сохранится. Не думайте, что все будет рубиться с плеча. Валерий Павлинович ведь сразу создал градостроительный совет - своеобразное сито, через которое не проходят коммерческие проекты, портящие исторический вид города, он очень трепетно относится к старине.
Уже пять лет пролетело… Общаясь с супругом, я понимаю, что он теперь стал настоящим нижегородцем - даже большим, чем многие из тех, кто здесь родился. Я вижу, что он искренне полюбил жителей области, многое уже успел сделать, и полон идей и планов на будущее. Он чрезвычайно настойчивый человек, очень любит людей. Поэтому я уверена - у него всё получится.
Ольга КОЧЕТКОВА.