Страсть как охота!
Или Бритово - заячий рай помещика Ермолова
Есть в Нижегородской области местечки, совершенно замечательные по своей истории, но сейчас пребывающие в полном забвении. Вам интересно вслед за императрицей Екатериной Великой и закованным в клетке Емельяном Пугачёвым посетить село известного помещика-кинолога, удачливого охотника? Тогда езжайте в Шатковский район, в село Бритово.
Место императорского ночлега
Село Пречистенское в Арзамасском уезде, стоящее на Симбирском тракте, досталось поручику гвардии Петру Ермолову в приданое за женой. В имении стояла усадьба со всеми необходимыми службами, и в 1758 году был достроен каменный храм Вознесения. По словам краеведов, церковь имела большой основной объём, трапезную и колокольню. Храм высотой около 30 метров прекрасно виден на десятки километров вокруг.
В 1767 году помещик Ермолов был удостоен высочайшей монаршей милости принимать императрицу Екатерину II в своем бритовском имении. Императрица направлялась в Москву из путешествия и приняла решение остановиться именно в Пречистенском. Как справился не самый богатый помещик с задачей размещения - неизвестно, однако непритязательность Екатерины в путешествиях отмечают сразу несколько её биографов.
Близость села к почтовому тракту, соединяющему Москву с Сибирью, вообще сыграла свою роль в истории села. Медленно шли длинные тяжелые обозы с изделиями уральских заводов, ехали купцы с сибирскими и китайскими товарами, гнали табуны лошадей на запад, звеня бубенцами, проносились пары и тройки лихих ямщиков с пассажирами, пыля по дороге. Шли толпы каторжников, гонимые конвойными. Мимо провозили на суд пойманного бунтовщика Емельяна Пугачёва - в клетке, под усиленной охраной. Кстати, на картах середины позапрошлого века населенный пункт именуется еще Пречистенским. По преданиям, Бритовым оно стало после того, как ссыльных на сибирские каторги стали брить в окрестностях Пречистенского.
Знатоки русской борзой
Помещики Ермоловы были страстными поклонниками псовой охоты, причем собак они разводили сами. Принимавшего императрицу Петра Ермолова усмиритель пугачевского бунта граф Панин просил достать ему «серого борзого кобеля».
Есть сведения и о том, что при содействии родственника, генерала Алексея Ермолова, прославившегося битвами на Кавказе, ермоловские псарни получили псов с кавказских гор, «пылких и жестоких». Так что заводчики Ермоловы были признаны знатоками русской псовой борзо.
Особенно известен правнук хлебосольного помещика - Николай Ермолов, подхвативший ермоловскую породу борзых, которую его влюбленные в охоту предки вели более 200 лет. Этот Ермолов в 1888 году описал первый стандарт русской псовой борзой, именно той, которой радуются современные поклонники псовой охоты с борзыми.
Чтобы понять страсть бритовского помещика к охоте, достаточно оглядеть окрестности его имения - поля, луга, мелкие степные речки, бегущие в Пьяну, овражки. Сам Ермолов называл эту местность «заячьим раем». Впрочем, его добыча состояла не только из зайцев, но и из лис и волков. Свои охотничьи приключения, заметки и умозаключения Николай Петрович записывал и публиковал. Его записки и сегодня могут быть полезны охотникам.
К сожалению, усадьба Ермоловых не сохранилась. Если вы приедете в Бритово, то помните - Вознесенская церковь не всегда стояла на открытой пустой площади посреди села. Судя по карте позапрошлого века, рядом с храмом была усадьба и, видимо, псарня.
Жаль, что сейчас Бритово не имеет отпечатка прежней славы. Храм, который является самой старинной церковью Шатковского района, обезображен, хотя до сих пор виден с расстояния десятков километров. Тракт тоже больше не проходит через село. Бритово стоит в глухом углу Шатковского района, но это не значит, что оно ничего не помнит.
Юлия ДУХОВА.
(АиФ «Нижний Новгород»)