История местности. Шатки в XVII веке.

На территории Шатков первый человек появился в эпоху мезолита, в середине VIIIVI тысячелетии до нашей эры. На правом  высоком берегу Теши на краю первой надпойменной террасы, в 0,1 км к востоку от бывшего лесничества археологами были собраны кремневые изделия позднемезолитического облика. Несколько стоянок, обнаруженных около Шатков, принадлежит эпохе бронзы1.

В начале первого тысячелетия нашей эры в окрестностях Шатков проживала мордва – эрзя. Несколько остатков поселений (селищ) датируемых I тысячелетием и концом I – началом II тысячелетия нашей эры обнаружены археологами на надпойменной террасе правого берега реки в районе лесничества2. На месте селищ археологами была собрана лепная кера­мика. О первоначальном заселении человеком именно правого берега Теши свидетельствуют и самые ранние сохранившиеся документы конца XVI – начала XVII века, в которых приводится упоминание «Старого Шатковского селища» за рекой Тешей3.

Впервые название находим в Арзамасских поместных актах под 1580 годом. В «Отдельных книгах поместий Смоли Горяинова Щедрина и Русина и Якова Волынских» записано: «А в Залесном поместьи Смоли-ж дано полтретьятцать же четвертей в поле, а в дву потому-ж, а досталь отписана у Смоли за Шетковским лесом на государя»4. То есть упоминается территория, которая находится в Залесном стану, за Шатковским лесом. С этого времени в документах очень часто будет упоминаться название этого обширного леса, простирающегося к югу и к востоку от Шатков. Позднее вместо фразы за «Шатковским лесом» будет стоять фраза «за Шатковские ворота» и все поселения Арзамасского уезда, расположенные за Шатковскими воротами, будут записаны в «Шатковском стану». Конечно, сами Шатки уже существовали в то время. В 1583 году это подтверждается документально. Представитель из Шатков - «шетковский дьячек Трешка Борисов»5 - участвовал в межевании и составлении «Отдельных книг на поместья Григория Львова и вдовы и детей Ивана Балабанова» в д. Хирино.   

В настоящее время предполагается несколько версий происхождения названия Шатки. Первая группа версий связана со словом «шататься»: 1) название Шаткам дали Шатковские ворота, охраняемый проезд в засечной черте, которые, по версии Трубе, произошли от слова «шаткий», т.е. уклонившийся в сторону, шатнувшийся; ворота уклонялись в сторону от основной оборонительной линии; 2) поселение долго не имело постоянного места нахождения, жители села перемещались, «шатались»; 3) в Шатках жил «шаткий», непостоянный народ, беглецы, бежавшие от помещиков и приезжавшие на время из других мест.

Р. Б. Ваганов, изучая документы ЦГАДА, обнаружил, что в переписи Шатков 1621 года в списке крестьян первыми идут три брата «Гришка да брат иво Левка да Ивашко Шатковы»6. Таким образом, можно предположить, что название села произошло от прозвищ  этих братьев. Отец их был Шатко. Быть может, он и был основателем поселения. 

Если мы принимаем во внимание версии названия на основе русского языка, то также обратим внимание на эрзянский язык, ведь эрзя проживала на территории Шатков намного раньше русских и могла оставить название местности на своем языке. Что же говорит о названии эрзянский язык?

Еще в 70-х годах в районной газете была высказана версия старожила из Корино о том, что «шатки» произошло от слова «сятко», что означает «уголек». Название могло свидетельствовать о роде занятий жителей, которые выжигали древесный уголь, необходимый для обработки металла. Со временем «сятки» перешло в «Шатки». Далее, в эрзянском «ки» означает «дорога», что-то могло быть связанное с дорогой, в источниках неоднократно упоминается большая Алатырская и Кадомская дороги7. Первая проходила через Шатки, вторая отходила от Шатков в район Кадома – древний центр татар-мишарей. В пользу мордовской эрзянской версии происхождения названия (возможно, что и необъяснимого) может свидетельствовать факт существования «Шатковского селища» за рекою Тешей на территории, где была собрана мордовская керамика. Кроме того, стоит обратить внимание на еще один факт: старожилы с. Корино, ближайшего к Шаткам мордовского поселения, до сих пор называют Шатки по-своему – «Сятковеле», «Шатковеле» («веле» – поселение).

Наконец, нельзя выбрасывать из внимания и возможный «татарский» след – в Тюлячинском районе республики Татарстан есть деревня «Шадки», по-татарски «Шэтке». Там проживают татары, поселение известно со времен Казанского ханства.

Таким образом, происхождение названия Шатки намного сложнее, чем представляется на первый взгляд, и новые открытия могут дать новые, неожиданные результаты.    

 Но вернемся к документальным сведениям о Шатках. Как известно, дьячек, это служитель церкви, следовательно, к 1583 году в Шатках существовала церковь, что и подтверждают последующие документы. Еще несколько раз в Арзамасских поместных актах упоминаются шатковские крестьяне, принадлежащие первым владельцам Шатков. Сведения эти фрагментарны, и, за период между 1583 и 1602 годами в разное время устанавливаются три владельца Шатков. Это Григорий Елагин (упоминается в 1583, 1586 годах), Яков Соловцов (упоминается в 1599 году), Третьяк Озарьевич Кошкаров (1602 год)8.

Согласно переписи 1621 – 1623 года название и местоположение Шатков указано следующим образом: «Село Шатки на реке на Теше на усть речки Вонячки»9.

Владел селом Иван Алексеев сын Аргамаков. В Шатках ему принадлежало 146 четвертей земли в поле. Иван Алексеевич получил Шатки в вотчинное владение по Государевым царевым и великого князя всея Руси Михаила Федоровича двум грамотам в награду за воинскую службу «за Московское осадное сидение при царе Василии и за Московское осадное сидение 127- го года», т.е. за участие в обороне Москвы при царе Василие Шуйском и в обороне Москвы при польской интервенции 1618 года10. Кроме Шатков, в Арзамасском уезде в вотчине за Иваном Аргамаковым были записаны деревня Зазиркина в Иржинском стану, деревня Ознобишино и пустошь Ширяевская в Ичаловском стану.

 Известно место дальнейшей службы Ивана Аргамакова. Так, с 1625 по 1627 гг он служил воеводой в Таре – далекой крепости в Сибири.

В центре Шатков стояла деревянная Церковь Успения Пречистой Богородицы с приделом Николы Чудотворца, у церкви было 2 колокола.

В начале 1620-х годов в селе было 60 дворов: 10 церковных (2 поповских,1 дьячка, 1 пономаря, 1 просвирницы и 5 дворов церковных бобылей), 1 двор вотчинника Ивана Аргамакова, 5 дворов его людей, 24 крестьянских, 9  бобыльских и 11 пустых. Всего 58 людей. Кроме указанных дворов, на старом Шатковском селище за рекою Тешею поселились 1 крестьянский и 4 бобыльских двора, 7 людей.

Среди крестьян и бобылей некоторые прозвища указывают на ремесла, которыми они занимались: Тренка Скоморох, Клинко Скоморох, Юрко Плотник, Богдашко Горшечник. 

Ивану Аргамакову, духовенству и крестьянам в Шатках принадлежали земельные угодья. Пашни церковной – 20 чети в поле, пашни крестьянской – 8 чети в поле, пашни владельческой – 100 чети в поле. В перелоге лежало 38 чети в поле.

Сенокосы располагались по реке Теше и на многочисленных полянах в Шатковском лесу.

«А сенных покосов на Горбунове борку да на Осиновой полянке да на Чалакуше  150 копен, да на Шетковском лесу за засекою у рву и за рвом по речке Нацме болотина по обе стороны большие дороги сена 70 копен да на погорях от засеки вверх по реке по Теше около Костеного мару до Черни по обе стороны большие дороги сена 10 копен, да на выезде Шатковского лесу новые погари, едучи от Шатков за лес на левой стороне большие дороги Охтомбрелатка от Мордовского мару и от Лютяева вниз по Явилатке к реке к Теше и к речке Нарземе сена 50 копен, да Долгоя болота у болшие дороги, сена 30 копен да по заполюю и по мордовскому рубежу половина врага сена 15 копен да к реке к Теше в прогоне лужек травят животиною да за рекою за Тешею Старое селище села Шатков да Исакова полянка Черная Гряз, сена меж розчистеи 20 копен да за речкою Велтмою Пискунов борок, сена 30 копен.

И всего сенных покосов 570 копен»11.

 «Прогон, что к реке к Теше», это вероятно территория за церковью по правому берегу старой Вонячки, где ныне парк. Старое селище могло располагаться или на территории  лесничества или на берегу между лесничеством и Дорожным участком или на территории Дорожного участка. Исакова поляна Черная Грязь – это современная Исаковская поляна, овраг, проходящий через поляну, до сих пор называется Черная Грязь. Прослеживается направление большой дороги по Шатковскому лесу, болото по речке Нацме, Долгие болота на выезде из леса. Горбунов борок – это современная Горбуниха к югу от газопровода между Кичкилеем и Ельтмой. 

В межевых книгах писца Тимофея Измайлова в 132 и 133 годах, т.е. 1624 и 1625 годах описана межа между Ивановой землей Аргамакова и мордовской землей деревни Корино.  Вот некоторые детали: Кадомская дорога и мар, «у Кадомской дороги мар у Черного лесу… а от того мару через Кадомскую дорогу на столб дубовой», далее речка Вонючка, через речку Вонючку на усть врага Сурянштонолей (овраг, что за Барским садом), дороги Измайловская, Кобылинская, еще один мар «…от князь Ивановы земли Путятина до Измайловской дороги на мару, а от мару Измайловскою дорогою к селу Шаткам…», «…от села Шатков по Кобылинской дороги к деревни Нечаева…», далее, в лесу за Тешей встречаем «вражек писцовое урочище словет Черная Грязь» и «Чукальскую речку Астру», что «впала в реку в Тешу», и замыкает обод угодий речка Кичкилей12. 

 К Шаткам принадлежала водяная мельница – большое колесо, располагавшаяся на Теше ниже современного моста. Мельник Офонка Исаев проживал на старом селище13.

В 1646 году в Шатках около церкви по-прежнему группируются церковный двор попа и 4 бобыльских двора, в которых проживало 12 бобылей; за Федором Ивановым сыном Аргамакова числилось 51 двор крестьянский, в них 189 человек; 5 дворов бобыльских, в них 26 человек14.

В 1678 году в Шатках за Михаилом Федоровым сыном Аргамакова: 1 двор вотчинников, 1 двор приказчиков, 28 дворов крестьянских, в которых 134 человек, 11 дворов бобыльских, в которых 26 человек. 8 дворов пустовало15.

 

1.       Мартьянов В. Н. Древняя история Арзамасского края. – Арзамас: АГПИ, 2004. С. 360- 361, C. 367-368.

2.       Там же, C. 368.

3.       Писцовая книга Арзамасского уезда (1621 – 1623 гг.). Ч. I. Станы Тешский, Ичаловский, Иржинский и Подлесный // Действия НГУАК. Т. XV. Вып. VIII.– Н. Новгород, 1915.  С. 129.

4.       Арзамасские поместные Акты 1578 – 1618 гг. Под ред. С. Б. Веселовского. М: 1915. № 6, C.7.

5.       Там же, № 10, C.12

6.       Ваганов Р. Б. Ожившие страницы истории. //Шатки и шатковцы. – Арзамас: 2006. С. 8.

7.       Описание дороги по Шатковскому лесу смотри ссылку [12], Алатырская дорога: «…и по Нарземе по левую сторону от ключа от Левля вниз по большую Алаторскую дорогу» // Арзамасские поместные Акты 1578 – 1618 гг. Под ред. С. Б. Веселовского. М: 1915. № 130, C.157. Кадомская дорога упоминается при описании межи Шатков: «у Кадомской дороги мар у Черного лесу… а от того мару через Кадомскую дорогу на столб дубовой».// Ваганов Р. Б. История родного края. Сборник статей о Шатках. Рукопись, 1988.

8.       Арзамасские поместные Акты 1578 – 1618 гг. Под ред. С. Б. Веселовского. М: 1915. № 28, №139, №163, №164.

9.       Писцовая книга Арзамасского уезда (1621 – 1623 гг.). Ч. I. Станы Тешский, Ичаловский, Иржинский и Подлесный // Действия НГУАК. Т. XV. Вып. VIII.– Н. Новгород, 1915.  С. 128-130.

10.   Там же, С. 128.

11.   Там же, С. 129-130.

12.   Ваганов Р. Б. История родного края. Сборник статей о Шатках. Рукопись, 1988.

13.   Писцовая книга Арзамасского уезда (1621 – 1623 гг.). Ч. I. Станы Тешский, Ичаловский, Иржинский и Подлесный // Действия НГУАК. Т. XV. Вып. VIII.– Н. Новгород, 1915.  С. 130.

14.   Ваганов Р. Б. Ожившие страницы истории. //Шатки и шатковцы. – Арзамас: 2006. С. 10-12.

15.   Там же, C. 12-14.

16.   Инжутов А. А. Шатковский край в XVI-XVII вв. страницы истории и географии. – Арзамас:2010.  С. 143-146.

А. Инжутов

Исаковская поляна Черная Грязь. Названию не менее 390 лет.

 

 В XVII-XVIII вв река Теша протекала у подножья крутого лесного берега.