Удивительное и интересное – рядом
Члены клуба «Калейдоскоп» комплексного центра социального обслуживания населения Шатковского района совершили увлекательную поездку по маршруту Шатки – Старое Иванцево – Шарапово – Бритово – Костянка – Шатки, подготовленную директором Шатковского районного историко-краеведческого музея А. А. Инжутовым. В ходе поездки мы узнали много интересного.
Шатковский лес, через который начался наш маршрут, как обратил внимание А. А. Инжутов, в XVI-XVII веках упоминался во многих письменных источниках, т. к. через него проходила засечная черта – одна из оборонительных линий Русского государства, а лес простирался на восток до Старого Иванцева. Проезжая Кержемок, а затем Трянгуши, мы узнали, что в начале XVII века на месте этих населённых пунктов были лесные поляны Киржемок и Трянгуши. И лишь в первой половине XVII века на месте полян появляются деревни. Село Спасское, где у нас была первая остановка, в первой половине XVIII в. называлось Спасский Майдан.
К сожалению, ничего не сохранилось от богатой и красивой усадьбы, существовавшей здесь в XIX веке. Дом был построен в готическом стиле, в усадьбе находилась каменная церковь, украшенная итальянским мрамором, а образа в ней были писаны художниками Санкт-Петербургской академии. В усадьбе имелся пруд с мостом, английский сад. В имении была больница. С 1859 по 1861 год здесь жил и работал домашним врачом с правами государственной службы русский философ, публицист, писатель Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891 г.г.). Многие реалистичные черты помещичьей жизни в селе Спасском и окрестных селах отразились в его произведении «В своём краю». Роман был написан на основе впечатлений от пребывания в Спасском, посещения окрестных усадеб, знакомств с людьми, наблюдения патриархальной деревенской жизни. Спасское стало прототипом села Троицкого.
Следующая остановка была в Старом Иванцеве. Здесь мы посетили Староиванцевский музей мордовской культуры, который является филиалом Шатковского районного музея. Экскурсию по экспозициям музея провела заведующая Г. С. Латышева. Оказывается, дважды в ноябре 1918-го и в 1919 году по поручению Арзамасского уездного комитета партии большевиков в село приезжал А. П.Голиков, впоследствии Гайдар. В первый приезд он агитировал за создание в селе ячейки партии большевиков и призывал крестьян в ряды Красной армии; во второй приезд он проводил набор добровольцев в кавалерийский отряд по борьбе с бандформированиями. Старое Иванцево – село мордовское. И, конечно, особенно заинтересовал нас зал мордовской культуры и быта. Многое узнали мы о традициях и обычаях мордовского народа.
Далее наш путь лежал в Шарапово. У здания сельской администрации нас ждал В. П. Агафонов, заведующий сельским краеведческим музеем, созданным при поддержке СПК (колхоза) «Рассвет». Об основных вехах истории села Шарапова, его знаменитых людях мы смогли узнать из экскурсии, которую провёл Василий Петрович. А свидетели старины - подлинные предметы труда, быта, одежды, письменные источники – помогли нам погрузиться в атмосферу ушедшей эпохи.
Затем, через Чапары, Большие Печёрки мы попали в Бритово. Узнали, что Чапары, например, в XIX в. принадлежали графине Юлии Павловне Самойловой (урожденной фон де Пален) - «итальянскому солнцу» русского художника К. П. Брюллова, запечатлевшего Ю. П. Самойлову в нескольких своих картинах. Села Нижние Печёрки, Верхние Печёрки, Анненково, д. Нагаево принадлежали роду Анненковых, в т. ч. и декабристу Ивану Александровичу Анненкову. Романтическая история любви Ивана Анненкова и француженки Полины Гёбль вдохновила французского писателя Александра Дюма на роман «Учитель фехтования», а российский режиссёр Владимир Мотыль сделал историю их отношений одной из важнейших сюжетных линий в кинофильме «Звезда пленительного счастья».
В стороне от нашего маршрута остались Свербино и Выползово. Однако было интересно узнать, что в начале XIX в. эти поселения принадлежали подполковнику Александру Николаевичу Лопухину. Их дочь - возлюбленная Лермонтова, которой поэт посвятил множество произведений.
А. А. Инжутов рассказал об обычаях, бытовавших в этих краях в середине XIX века. Так, во многих селениях в день Вознесения Господня совершались крестные ходы в поле. На выгон скота в поле, на посевах ежегодно совершалось общественное моление. В этих краях был распространен широко и такой обычай: для отвращения повальных болезней и скотского падежа, если то или другое появилось в соседстве, девушки и вдовы опахивали село сохою.
Подъезжая к Бритову, мы узнали, что рядом, у деревни Нагаево, в роще над ключом в 1664 году произошло явление иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской, и что икона эта до революции хранилась в часовне над источником, а источник свято почитался.
В селе Бритове мы остановились у полуразрушенной церкви в честь Вознесения Господня, построенной в 1758 году. В давние времена через село проходил Симбирский тракт. В 1767 году Екатерина II со своей многочисленной свитой, совершая путешествие по Волге до Симбирска, возвращалась Симбирским трактом обратно. Одна из остановок была здесь, в Бритове, в имении гвардии поручика Петра Михайловича Ермолова. Здесь был приготовлен ужин, за которым императрица и её свита провели всю летнюю ночь.
В середине XIX века одним из владельцев села был Ермолов Николай Петрович (ок. 1834-1889). Он проживал здесь, в своем имении. Страстный и увлечённый охотник, владелец породистых гончих собак, не раз получавших серебряные медали на московских выставках, Николай Петрович - автор многочисленных рассказов и воспоминаний о псовой охоте. Его заметки и рассказы выходили из-под пера здесь, в тиши уединенного кабинета в усадьбе, в мало кому известном селе Бритове, название которого то и дело мелькало на страницах журнала «Природа и охота». Сюда приезжал в 1853 году и К. Н. Леонтьев. Бритово стало прототипом села Кутаево в рассказе «Ночь на пчельнике».
За Бритовом наш путь лежал в Костянку – одно из самых старинных поселений в округе, чья история насчитывает не менее четырёх столетий. В 1797 г. Костянка, Алемаево, Крапивка российским императором Павлом I были пожалованы генерал-лейтенанту и кавалеру Николаю Осиповичу Кутлубицкому. В Костянке в начале XIX века был построен двухэтажный усадебный дом, в котором до недавнего времени находилась больница, а сейчас располагается врачебная амбулатория. Этот дом - один из уникальных сохранившихся среди сельских барских домов юга Нижегородского Поволжья. Сама усадьба была характерна для помещичьих имений XVIII – XIX веков и представляла собой комплексный архитектурно-парковый ансамбль, включавший барский дом, обслуживающие постройки, парк. Об особенностях архитектуры дома нам поведала уроженка Костянки, бывшая учительница местной школы Е. Е. Давыденко.
Костянка была последней остановкой. Отсюда мы возвращались в Шатки. За окном автобуса оставались Смирново, Алемаево, Свободный Труд, Быков Майдан. И о каждом поселении – небольшое сообщение, штрихи, раскрывающие его историю или какие-то особенности.
По поручению участников поездки В. НОСОВ, Г. ПИЧУГИНА.