От Елховки до Женевы. (Продолжение. Начало в №№ 83, 87, 89 за 2012 год, №№ 2, 10, 16, 62, 68, 78, 95 за 2013 год, №№ 2, 5, 15 за 2014 год)

В ближайшие шесть месяцев все участники судебного процесса, кроме меня, как менее уязвимого, видимо, были отозваны из США. Мне же пришлось прожить в Нью-Йорке после процесса еще около двух лет и пережить все невзгоды все более и более ужесточающихся условий «холодной войны» и маккартизма.

За период трехлетнего пребывания в США я насмотрелся на очень многое, и многое из которого, к моему счастью, не повторилось.

За период пребывания в США мне представилось немало возможностей встречаться с интересными людьми, а иногда и просто с умными собеседниками, которые проявляли большой интерес к жизни в Советском Союзе. Я никогда не старался заниматься приукрашением нашей жизни, но достоинства и преимущества перед американским образом жизни старался показать достаточно рельефно, а, главное, убедительно.

Закончу воспоминания последним эпизодом. В 1950 году на одном из приемов в нашем посольстве в Вашингтоне меня познакомили с человеком, предварительно не поставив в известность, с кем знакомят. Он отрекомендовался сам на хорошем русском языке – Федор Семенович Козловский. На мой вопрос, не является ли он братом известного в Советском Союзе народного артиста СССР Ивана Семеновича Козловского, он ответил утвердительно.

Федор Семенович мне сообщил, что он в свое время эмигрировал из СССР, при каких обстоятельствах, теперь уже не помню; что он также поет, как и его брат, но не обладает таким хорошим голосом, как Ванюша (его выражение); что он руководит русским хором при православной русской церкви (где, не помню); что он в душе остался русским человеком и в семье ведется разговор только по-русски.

В начале апреля 1951 г. я покинул США пароходом в Швецию и Финляндию через Ленинград в Москву. В Москве я отчитался перед всеми службами Минвнешторга. Отчет мой был принят без каких-либо замечаний как по делам службы, так и по моему поведению в США.

Был предоставлен отпуск на один месяц, хотя я имел право на несколько месяцев, была предоставлена путевка в один из санаториев Крыма. Что же касается моего трудоустройства, то его отложили до возвращения из отпуска.

В. П. РЕБРОВ.